Танк т-34-85
Содержание:
- Содержание
- Ледяная атмосфера Нептуна — объяснение для детей
- На пороге войны
- Примечания
- Расположения внутренних модулей
- Боевое применение Т-34-85
- Создание
- Испытания и боевое применение
- Конструкция танка
- Подвижность и стоимость
- Что общего у двигателя Т-34 и Т-90?
- Оборудование для Т-34-85М
- Огромные пузыри метана
- Модификации и машины, созданные на базе Т-34
- Тактико-технические характеристики
- Башня
- Василий и Берия
- ПЕРСПЕКТИВЫ
- Боевое применение
Содержание
Ледяная атмосфера Нептуна — объяснение для детей
Важно объяснить детям, что Нептун входит в состав «ледяных гигантов», потому что в его составе больше льда, чем у двух газовых представителей. В основном атмосфера представлена водородом и гелием, с заметными примесями метана, создающего синий окрас
Интересно, что в отличие от развивающихся «земных» типов планет, гиганты сохраняют атмосферу, которая образовалась в самом начале. Температура Нептуна может меняться в зависимости от высоты. Средняя отметка на верхней облачной границе составляет -210°C
В основном атмосфера представлена водородом и гелием, с заметными примесями метана, создающего синий окрас. Интересно, что в отличие от развивающихся «земных» типов планет, гиганты сохраняют атмосферу, которая образовалась в самом начале. Температура Нептуна может меняться в зависимости от высоты. Средняя отметка на верхней облачной границе составляет -210°C.
Это тепловое изображение, на котором видны температурные показатели в самой верхней части тропосферы (верхний левый снимок), но наибольший нагрев наблюдается на южном полюсе (справа сверху). Нижние кадры демонстрируют показатели на больших высотах в стратосфере и нижней атмосфере.
Для самых маленьких должно быть понятным, что гигант также лишен твердой поверхности, поэтому газ натыкается не на землю, а на водно-аммиачный океан. Исследователи отмечают условную точку поверхности в месте, где давление равняется 1 бару (уровень моря на Земле). Температура там достигает -201°C.
Средняя температура всей планеты Нептун приравнивается к -214°C. Но для самых маленьких будет интересно узнать, что она не побеждает в рейтинге холодности. Это место занимает седьмая планета – Уран. Температура планет зависит скорее не от солнечного нагрева, а от их внутреннего тепла.
На пороге войны
К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.
Две “тридцатьчетверки” (справа) в комапнии БТ-7М и А-20
Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне (танки БТ, как оказалось, этого дать уже не могли). Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки» (чего не давали ни Т-26, ни Т-28, ни Т-35). Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.
Схема бронирования Т-34
Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.
Примечания
Расположения внутренних модулей
Боевое применение Т-34-85
Новая «тридцатьчетверка» впервые выкатилась из сборочного цеха горьковского завода «Красное Сормово» в последний день 1943 года. Объем выпуска был небольшим, всего 80-100 машин в месяц. Только с марта месяца 1944 года новая машина стала поступать на фронт в необходимых количествах. Основным поставщиком новеньких «тридцатьчетверок» стало предприятие «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. Именно этот завод давал фронту основную массу новых советских танков. В отдельные периоды 1944-45 года с конвейера Нижнетагильского завода сходило до 700 машин в месяц.
Горьковский завод «Красное Сормово» немного уступал по объемам производства новой машины. Горьковские танкостроители давали стране по 250-300 машин в месяц. Летом на необходимые объемы производства вышел и третий танкостроительный завод в Омске.
Официально производство нового танка осуществлялось до 1946 года. Однако объемы выпущенных деталей и комплектующих к Т 34 85 был настолько большими, что советские заводы вынуждены были продолжать выпуск машин и в следующем 1947 году. Это никоим образом не отразилось на боеспособности Советской Армии, которая вынуждена была иметь в Восточной Европе крупные бронетанковые соединения.
В дальнейшем для оснащения вооруженных сил своих союзников, СССР передал на лицензионных условиях техническую документацию Польше и Чехословакии. В этих странах «тридцатьчетверки» выпускались в 50-е годы.
Несмотря на то, что новый танк сумел принять участие в боевых действиях только на завещающем этапе войны, вклад этой машины в разгром гитлеровской Германии, а после и Квантунской армии императорской Японии, трудно переоценить. Новые советские средние танки Т 34 85 массово применялись в ходе Балатонской оборонительной операции, в Восточно-Прусской операции и при штурме Берлина.
В компании с самоходными артиллерийскими установками СУ 76, СУ 85 и СУ 100, с тяжелыми танками ИС-1 и ИС-2, советский танк Т-34 с 85 мм пушкой чувствовал себяна поле боя более уверенно. Проблема прямого столкновения с тяжелыми немецкими танками была устранена посредством применения других огневых средств поражения. Главным врагом советских танков на завершающем этапе войны стали немецкая 88-мм пушка и панцефауст. Ни один боевой танк того времени не мог похвастаться эффективной броневой защитой от воздействия этих противотанковых средств.
Советский танк Т 34 85, историю его применения и эксплуатацию с полным правом можно назвать легендарными. Несмотря на то, что машина была создана в далеком 1943 году, танк прошел славный боевой путь. Танку пришлось принимать активное участие во многих военных компаниях и конфликтах послевоенного времени. На советских «тридцатьчетверках» воевали в Корейской войне 1950-53 гг., успешно сражался танк в составе армии ЦАХАЛ во время войны за независимость Израиля.
Последний факт боевого применения Т-34-85 был отмечен во время гражданской войны в Югославии, разразившейся в 90-е годы XX века. Официально «тридцатьчетверка» была снята с вооружения вооруженных сил Российской Федерации только в 1997 году, спустя более полувека с момента принятия в строй.
Создание
Государственный комитет от министерства обороны СССР был созван 25 августа 1943 года, после Курской битвы и принял решение оснастить Т-34 новой пушкой. Т-43 был отменен, поскольку его производство требовало переоборудование производственных линий, на перемещение которых на Урал итак было потрачено много ресурсов. Такое задание вызвало множество затруднений у инженеров, поскольку им предстояло спроектировать башню, вмещающую в себя длинноствольное орудие, стандартный зенитный пулемет, но при этом не требующую переделки корпуса, ходовой и трансмиссии. Выбор этой пушки был смелым шагом, который стал оправдан после подсчета потерь от 88 мм немецкой пушки. В бесконечной гонке между огневой мощью, подвижность и защитой, стало очевидно, что никакой двигатель того времени не может дать требуемую подвижность при защите от 88 мм пушки. У предшественника был практические идеальный баланс всех характеристик, но вскоре его огневой мощи стало недостаточно. Поэтому было принято решение принести защиту Т-34-85 в жертву огневой мощи и подвижности
С другой стороны, сохранение практически прежнего танка за исключением новой башни, давало гарантию быстрого перехода на производство нового танка, и обеспечить прежнее число сходящих с линий танков, что было очень важно в то время для правительства и армии
Испытания и боевое применение
К концу осени 1939 года испытания Т-100 шли полным ходом — танк прошёл свыше 1000 км. После начала 30 ноября 1939 года войны с Финляндией было принято решение отправить танки СМК, Т-100 и КВ-1 в действующую армию для испытания боем в условиях фронта. Перед отправкой на фронт вооружение Т-100 было изменено — вместо 76-мм пушки Л-10 была установлена более мощная пушка Л-11 того же калибра.
Танки были сведены в отдельную роту тяжёлых танков и приданы 90-му танковому батальону 20-й тяжёлой танковой бригады, воевавшей на «Линии Маннергейма».
Экипаж Т-100 в первом бою:
- командир танка лейтенант Астахов Михаил Петрович,
- артиллерист Артамонов,
- артиллерист Козлов,
- радист Смирнов,
- водитель Плюхин Афанасий Дмитриевич,
- запасной водитель Дрожжин Василий Агапович,
- моторист Капланов Владимир Иванович,
- Каштанов В. И.
19 декабря 1939 года отдельная рота тяжёлых танков вместе с остальными частями 90 брн 20 тбр пошла в наступление в районе Сумма — Хоттинен. Танки батальона успешно наступали и продвинулись за линию финских дотов, где СМК подорвался на мине. Экипаж Т-100 пытался при помощи своего танка отбуксировать СМК, однако успехом эти попытки не увенчались. После этого Т-100, встав рядом с СМК и прикрывая его усиленным артиллерийским и пулемётным огнём, обеспечил эвакуацию экипажа из подбитого танка — по аварийным люкам в днищах машин экипаж СМК перебрался внутрь Т-100. При этом танк получил по меньшей мере семь попаданий снарядами 37-мм и 47-мм противотанковых пушек с расстояния менее 500 м, но броня ни разу не была пробита.
В том же бою у Т-100 заглох двигатель — произошёл срез резьбы регулировочной муфты магнето. Однако механик-водитель танка смог, используя один магнето вместо двух, завести мотор снова и продолжить выполнение задачи.
После этого боя Т-100 был отправлен в тыл для ремонта двигателя и вернулся в действующую армию 18 февраля 1940 года. С этого дня и до окончания военных действий Т-100 действовал в составе 20-й (22.02 — 01.03) и 1-й (11.03 — 13.03) танковых бригад. За это время танк прошёл 155 км, получил 14 попаданий снарядами противотанковых орудий (6 — в левый борт, 3 — в нишу главной башни, 3 — в левую гусеницу и по одному — в маску 45-мм пушки и левый ленивец). Во всех случаях броня не была пробита. Всего к 1 апреля 1940 года Т-100 прошёл 1745 км, из них 315 км — во время боёв на Карельском перешейке.
После окончания Финской войны Т-100 вернулся обратно на завод, где был полностью заменён двигатель и произведён лёгкий ремонт танка.
Летом 1940 года танк был передан для хранения в Кубинку. После начала Великой Отечественной войны машина была эвакуирована сначала в Казань, а затем — в Челябинск, где Т-100 был передан в распоряжение опытного завода № 100. На заводе танк пробыл до конца войны, а дальше его следы теряются. По некоторым данным, до середины 1950-х годов Т-100 стоял на заднем дворе Челябинского танкового училища, а затем, видимо, пошёл в переплавку. Впрочем, по другим данным, танк до конца войны не дожил — в конце 1943 года он вместе с Т-29, КВ-7 и рядом других опытных образцов бронетехники был порезан на металл.
Конструкция танка
На каждый борт приходилось по 5 катков (сдвоенного типа с внешней амортизацией диаметром 830 мм). Подвеска на машине была индивидуальная, пружинного типа. Ведущими являлись задние колеса, зацепление гребней на гусеницах производили установленные на них ролики. Направляющие колеса были литыми и имели кривошипный механизм для настройки натяжения гусениц. Масса каждой гусеницы составляла 1150 кг, ширина звена 550 мм. Количество стальных траков составляло 72шт (36 гребневых и 36 безгребневых).
Топливные баки вмещали 545 литров дизтоплива марки ДТ, дополнительно устанавливались два внешних топливных бака, объем которых составлял 90 литров каждый, при этом к системе питания двигателя данные баки подключены не были. Два установленных под наклоном радиатора трубчатого типа обеспечивали охлаждение двигателя.
Очистку воздуху выполняли воздухоочистители «Циклон» в количестве 2 единиц. Запуск мотора производился сжатым воздухом, хранившимся в 2 баллонах (размещены в отделении управления) или при помощи электростартера.
Трансмиссия включала в себя главныйи бортовые фрикционы, коробку переключения передач (с 5 передачами), бортовые передачи и тормоза. Электропроводка изготовлена по однопроводной схеме (с напряжением 12 и 24В). На танке применено следующее электрическое оборудование: стартер, мотор привода механизмаповорота башни, системы вентиляции, освещение, контрольно-измерительные приборы и т.д. Радиосвязь обеспечивалась с помощью радиостанции 9-РС (прием и передача), внутри для связи экипажа использовались устройства ТПУ-3бисФ.
Изначально производился монтаж артиллерийской системы Д-5Т с калибром 85 мм со спаренным пулеметом ДТ с боекомплектом в 56 выстрелов для основного орудия и 1953 пулеметных патронов. Для наведения использовалась панорама ПТК-5 и телескопический шарнирный прицел.
Бронезащита корпуса не изменилась и составляла: бронирование лба корпуса 45 мм (угол наклона листов: верхних 60о, нижних 53о), бронезащита кормы машины 45 мм (верх 48 о, низ 45 о), боковое бронирование составляло 45 мм под углом 40о, а бронезащита крыши составила 20 мм. Сам корпус был сварным, изготовлен из листов катанной брони.
В 1943 году предпринимались попытки увеличить бронирование Т-34 до 75 мм (версия Т-43). Перед КБ встал вопрос: насколько можно увеличить массу танка, чтобы не пострадала его маневренность. Установка нового орудия на проект Т-43 намного увеличивала вес танка, поэтому от идеи усиления бронезащиты пришлось отказаться.
Новая башня танка Т-34-85 обладала достаточно хорошим бронированием: лоб башни имел бронирование в 90 мм, боковая броня составляла 75 мм, а бронезащита кормы башни составляла 52 мм. Боевая масса машины увеличилась и составила 32 тонны.
Экипаж танка Т-34-85 состоял из 5 танкистов. Расположение экипажа в танке было следующим: наводчик (командир орудия), командир и заряжающий находились в башне, механик-водитель и радист в корпусе машины.
Подвижность и стоимость
Испытания в Кубинке доказали, что устойчивость Т-34-85 не пострадала. С прежним двигателем, трансмиссией, коробкой передач и трансмиссией вес повысился только на одну тонну. Запас топлива был увеличен до 810 литров, что дало запас хода в 360 километров. Однако, так как в течении долгого времени вес модификаций непрерывно повышался, а двигатель не менялся, динамика и максимальная скорость немного упали по сравнению с первыми версиями танка. Зато была видна очевидная выгода, связанная с производством. Так, стоимость Т-34-85 составляла 164000 рублей, что было немногим выше, чем Т-34-76 1943 года, стоящий 135,000, но значительно ниже чем модель 1941 года, стоящая 270000 рублей и, конечно же, еще ниже, чем какой-нибудь полностью новый танк, запущенный в производство. Более того, благодаря открытию дополнительной производственной линии в «Танкограде» и небольшому упрощению корпуса, число производимых машин даже выросло и составило 1200 единиц в месяц в мае 1944 года, что пришлось очень кстати в связи с массовой операцией «Багратион», запланированной на 22 июня.
Что общего у двигателя Т-34 и Т-90?
Как мотор В-2 показал себя на танках ВОВ.
Во времена Великой Отечественной Войны, двигатель В-2 ставился почти на все танки Т-34, КВ, ИС и машины на их базе. Среди них были и легендарные штурмовые орудия ИСУ-152.
Мощность агрегата достигала более 500 лошадиных сил, а в форсированном варианте его отдача могла приравниваться почти 600 л.с.
Это позволяло долго модернизировать мотор, компенсируя увеличение массы танков, обеспечивая прежний уровень подвижности, а иногда и лучший, чем на предшественниках.
Танки послевоенного периода.
Ещё в военный период, было налажено производство танков Т-44 и ИС-3, которые поступили в войска в конце 1944 и 1945 года соответственно. Танки оснащались моторами, потомками В-2.
Т-44 обладал доработанным двигателем В-44 с мощностью 500 лошадиных сил. При меньшей массе, чем у Т-34/85, «сорок четвёрка» двигалась куда быстрее, трансмиссия имела новые, более совершенные узлы, пропорции длинны и ширины стали меньше, оказав положительный эффект на манёвренность, но самое главное – удалось избавиться от перевеса в передней части танка. Это тоже оказало хорошее влияние на управляемость, улучшив её для механика-водителя.
ИС-3 обладал чуть более мощным двигателем В-11. Он был больше, чем аналогичный у Т-44, но прирост мощности не превышал 20 лошадиных сил. Его подвижность значительно уступала среднему танку, а вес сказывался и длинна сильно сказывались на характеристики маневрирования.
В конце 40-х на вооружение поступили танки Т-54, образовавшие в дальнейшем целое семейство. Мотор всех танков, от ранних Т-54 и до Т-62 обладали мощность от 520 до 580 л.с. Каждая модель понемногу становилась всё мощнее и мощнее, пока из обычного В-2 не «выжали» всё, что только можно.
Из тяжёлых машин последним был Т-10, он же ИС-8. Мощность его мотора значительно выросла в сравнении с ИС-3 и достигла наминала 720 единиц.
В заключение этого раздела, хочу отметить, что за более 20 лет совершенствования, В-2 «изменил имя» чуть меньше 10 раз, а мощность среднего варианта возросла на 80 лошадиных сил, в то время как на тяжёлых машинах мощность выросла с 520 до 720 л.с.
Двигатели Т-72.
С начала производства танков Т-72 в 1967 году, силовой агрегат значительно улучшили, но он по-прежнему являлся прямым потомком двигателя от Т-34. Индекс доработанного мотора – В-46, а мощность 780 лошадиных сил. Это повысило подвижность в сравнении с тяжёлыми танками, но практически полностью соответствовала Т-34. Западные образцы как правила были быстрее, и обладая тем же весом, имея агрегат большей мощности.
Модификация Т-72А не привнесла более мощного силового агрегата, а вот Т-72Б, обладал большей мощностью. Двигатель В-84 до сих пор имеет отдачу в 840 лошадиных сил и устанавливался даже в ранние Т-90.
Как я уже и написал – ранние Т-90 имели двигатель мощностью 840 единиц при возросшей массе. Это не давало подвижность даже на уровне поздних Т-72, не говоря уже о западных образцах, мощность которых превышала 1 200 лошадей.
Более поздние модели – Т-90А имеют под капотом В-92, мощность 1 000 лошадиных сил, но со временем и этого сочли недостаточным. Сейчас в танки Т-72Б3 и Т-90М устанавливают форсированный вариант выше названого агрегата, доведя его мощность до 1 130 л.с.
Тем не менее, кто бы что не говорил, но В-92 – это прямой потомок дизеля В-2 – созданного ещё в 30-е годы прошлого века. Это не говорит о том, что двигатель плох – нет – это свидетельствует о невероятно прорывном скачке тех лет. Я не думаю, что найдётся какой-то ещё агрегат, проживший более полувека, пусть и с серьёзными изменениями.
Однако «эра» В-2 постепенно близится к закату. Современны танки, даже Т-72Б3 должны иметь большую мощность, чтобы обеспечить подвижность, отвечающую современным реалиям. Нужен новый двигатель – например, X-образный А-85, способный выдавать мощность не менее 1 350 лошадиных сил – обеспечивая невероятный прорыв в мобильности боевых машин.
Если кто-то не верит, что Х-образный агрегат не влезет в Т-72, или Т-90, то ознакомьтесь со статьёй об Объекте 187 .
Источник
Оборудование для Т-34-85М
Установка модулей на этот агрегат является важнейшим дополнением, ведь только так можно повысить уровень комфорта и сделать его более сильным. В то же время на Т-34-85М оборудование подбирается весьма просто, нам нужно максимально нивелировать свои недостатки, так что выбор очевиден: • – без него наш урон в минуту будет весьма плачевным; • – из-за неимения других вариантов, это единственный способ улучшить точность; • – тоже все понятно, слабый обзор на подвижно технике иначе никак не исправить.
Как обычно, существует некая альтернатива последнему пункту – в данном случае это , которая способна комплексно усилить важные параметры, но не позволит полностью решить проблему с обзором, так что выбор за вами.
Огромные пузыри метана
Модификации и машины, созданные на базе Т-34
Т-34М — Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.
Т-34-57 — Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.
Т-34-57 на испытаниях
Т-34-76 обр.1941 г. — Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений — это установка новой 76-мм пушки Ф-34.
Т-34-76 обр 1941 — первый справа
Т-34-76 обр.1942 г. — Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.
Т-34-76 обр 1942
Т-34-76 обр.1943 г. — Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.
Т-34-76 обр 1943
ПТ-34 — минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.
ПТ-34
Т-34-85 — Смотреть основную статью.
Т-34-100 — Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.
Т-34-100 зимой 1945
Прочая техника на на базе Т-34:
ОТ-34 — Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.
ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34
СУ-122 — Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.
СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943
Т-43 — Смотреть основную статью.
СУ-85 — Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.
Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.
СУ-100 — Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.
СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.
СУ-101 и СУ-102 — Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 — 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.
СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.
Т-34Т — Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.
СПК-5 — Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.
ТМ-34 — Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.
Т-100 — Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.
Т-100 в Египетском музее.
Type 65 (Не точно) — ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.
Type 65
Тактико-технические характеристики
Т-34обр.1940г. | Т-34обр.1941 г.(литая башня) | Т-34обр.1942 г.(литая башня) | Т-34обр.1943 г. | Т-34-85обр.1944 г. | |
Экипаж | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Размеры (мм): | |||||
длина | 5920 | 6680 | 6680 | 6750 | 8150 |
ширина | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
высота | 2450 | 2450 | 2450 | 2600 | 2720 |
Бронирование (мм): | |||||
лоб башни | 45 | 52 | 65 | 70 | 75-90 |
маска пушки | 45 | 52 | 45 | 70 | 90 |
борт башни | 45 | 52 | 65 | 52 | 75 |
тыл башни | 40 | 45 | 47 | 52 | 60 |
крыша башни | 16 | 20 | 15-30 | 20 | 20 |
лоб корпуса | 45 | 45 | 47 | 60 | 60 |
борт корпуса | 45 | 45 | 47 | 47 | 47 |
тыл корпуса | 40-45 | 40-15 | 47 | 47 | 47 |
крыша корпуса | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
днище | 20 | 20 | 21 | 21 | 21 |
Двигатель: | В-2-34 500 л. с. | В-2-34 500 л.с. | В-2-34 500 л. с. | В-2-34 500 л. с. | В-2-34 500 л. с |
Скорость макс, (км/ч) | 53.5 | 55 | 55 | 55 | |
Давление на грунт (кг/см2) | 0.64 | 0.64 | 0.76 | 0,83 | 0,85 |
Запас хода (км): | |||||
по шоссе | 300-400 | 300-400 | 400 | 465 | 360 |
на местности | 230-360 | 230-360 | 260 | 365 | 310 |
Запас топлива (л): | |||||
во внутренних баках | 460 | 460 | 610 | 610 | 540 |
в дополнительных баках | 134 | 134 | 180 | 270 | |
Пушка | 76.2 мм Л-11 | 76.2 мм Ф-34 | 76.2 мм Ф-34 | 76,2 мм Ф-34 | 85 мм ЗиС С-53 |
Боезапас | 77 | 77 | 77 | 100 | 60 |
Бронебойный снаряд | БР-350А | БР-350А | БР-350А | БР-350А | 53-УБР-365 |
вес (кг) | 6.3 | 6.3 | 6.3 | 6,3 | 9,02 |
скорость (м/с) | 612 | 655 | 655 | 655 | 792 |
бронепробиваемость (мм) | |||||
500м | 62 | 69 | 69 | 69 | 111 |
1000 м | 56 | 61 | 61 | 61 | 102 |
1500 м | 49 | 54 | 54 | 54 | 93 |
2000 м | 44 | 48 | 48 | 48 | 85 |
Подкалиберный снаряд | БР-350П | БР-350П | БР-365П | ||
вес (кг) | 3,02 | 3,02 | 4,99 | ||
скорость (м/с) | 965 | 965 | 1200 | ||
бронепробиваемость (мм) | |||||
500 м | 92 | 92 | 138 | ||
1000 м | 60 | 60 | 100 | ||
Кумулятивный снаряд | БР-353А | БР-353А | |||
вес (кг) | 3,94 | 3.94 | |||
скорость (м/с) | 325 | 325 | |||
бронепробиваемосгь (мм) | 75 | 75 | |||
Фугасный снаряд | Ф-354 | Ф-354 | Ф-354 | Ф-354 | Ф-365 |
вес (кг) | 6.23 | 6.23 | 6.23 | 6.23 | 9,5 |
скорость (м/с) | 635 | 680 | 680 | 680 | 792 |
Осколочно-фугасный | ОФ-350 | 0ф-350 | ОФ-350 | С1Ф-350 | ОФ-365 |
вес (кг) | 6,21 | 6.21 | 6,21 | 6.21 | 9,5 |
скорость (м/с) | 635 | 680 | 680 | 680 |
792 |
Башня
Получив задание поставить длинное и мощное орудие без дульного тормоза, инженеры столкнулись с проблемой слишком большой отдачи, требующей просторной башни. Но в этом были и плюсы, поскольку такая конструкция Т-34-85 давала много места для трех членов экипажа, а значит командир освобождался от работы заряжающего и мог не отвлекаться. Это в свою очередь помогало ему быть сконцентрированным на возможных целях и иметь лучшее понимание поля боя. Преимущества трехместной башни были известны и британцам, и немцам, которые считали такую конструкцию очень удобной. Её преимущества стали известны во время кампании во Франции, когда наличие сосредоточенных над своими задачами командиров и прекрасной коммуникации между ними дало явное тактическое преимущество над французами, имевшие технику преимущественно с одноместными башнями.
Башня Т-34-85 была частично основана на проекте Т-43 и была поспешно адаптирована под новые требования ведущим инженером завода Красное Сормово Вячеславом Керичевым. Она имела чуть уменьшенный погон, два перископа и командирскую башенку, смещенную к задней части для хорошего кругового обзора. Радио так же было перемещено для облегчения доступа к нему, лучшего сигнала и дальности действия.
Василий и Берия
ПЕРСПЕКТИВЫ
К концу прошлого века эффективность снайперского оружия перестала считаться удовлетворительной. Сфера его применения в боевых условиях показалась военным слишком узкой. На дистанции до 400 метров и обычный стрелок с автоматом попадает во врага, если имеет возможность прицелиться. Для того же, чтобы снайперская винтовка получила решительное преимущество по сравнению с ручным пулемётом, дальность огня требовалось повысить до 700-800 метров.
Сделать это оказалось не так-то просто. Винтовочный патрон, хоть натовский, хоть советскороссийский, сообщающий пуле начальную скорость 800-840 метров в секунду, для стрельбы на 800 метров не годился. Необходимой баллистикой могла обладать пуля либо калибра большего, чем 7,5 мм, либо уж со скоростью выше 1000 метров в секунду.
Изготовить нужные боеприпасы не составляло труда. Но, с точки зрения военных, повышение эффективности снайперских винтовок просто не оправдывало неудобств, связанных с введением нового патрона. От снайперов в любом случае большой пользы не предвиделось.
Иначе относятся к снайперам в спецподразделениях. Там в операциях роль единственного точного выстрела может быть решающей. В нескольких странах уже рассматривается возможность принятия на вооружение винтовок под патрон 8,58х70 «Лапуа Магнум», обеспечивающий пуле весом 16,2 грамма начальную скорость 914 метров в секунду. Этого достаточно для верной стрельбы на 850 метров.
Но и здесь далее экспериментов пока дело не зашло — ведь именно бойцам спецподразделений часто приходится действовать в стеснённых условиях. Винтовка под усиленный патрон (тем более с громоздкой оптикой, позволяющей разглядеть цель с расстояния в километр) кажется им слишком тяжёлой и неуклюжей. Отправляясь в тыл врага, диверсанты с собой противотанковые ружья не брали.
Увеличение мощности, конечно, расширяет боевые возможности снайперского оружия. Но на практике необходимость в стрельбе на очень большие дистанции при проведении спецопераций возникает чрезвычайно редко. А если и возникнет… добиться соблюдения важнейшего условия снайперской стрельбы — гарантированного поражения цели первым выстрелом — почти невозможно. Пока пуля долетит — или ветер переменится, или террористу надоест ждать выполнения условий, и он взорвёт бомбу.
Противотанковая мощь | |
Необходимость повышения мощности снайперских винтовок заставила конструкторов вспомнить о старых добрых противотанковых ружьях. Ещё во время Второй мировой это оружие, вроде бы разработанное для стрельбы в упор по громоздким боевым машинам, с успехом применялось как снайперское. Винтовки под предназначенный для тяжёлых пулемётов патрон калибра 12,7, 14,5 и даже 20 миллиметров позволяют стрелку поражать цели на расстоянии 1200-1500 метров. Причём уничтожаться и повреждаться может не только живая сила, но и, например, радарные установки, а также самолёты и вертолёты на стоянках. |
Что почитать? |
|
Боевое применение
Первые Т-34, вооруженные 85 мм орудием, стали поставляться в бронетанковые части РККА в конце зимы 1944 года. Одной из первых боевых частей, оснащенных модернизированной «тридцатьчетверкой» стал 38-й отдельный танковый полк. На башнях были нанесены надписи краской «Димитрий Донской», изготовлены они были на средства, предоставленные РПЦ. Всего полк насчитывал по штату 21 единицу, кроме Т-34-85 штат полка составляли огнеметные версии Т-34-76.
В составе 58-й армии танковый полк вел боевые операции на территории Украины. Еще одной частью, оснащенной новой техникой с пушкой Д-5Т, являлся 119-й танковый полк. Так как танк был изготовлен на собранные деньги жителей республики Армения, то на танковых башнях были нанесены надписи на национальном языке «Давид Сасунский», в честь героя республики. Полк принимал участие в боевых действиях в составе 2-го Украинского фронта.
В начале весны 1944 года модернизованные «тридцатьчетверки» стали направляться в танковые бригады, а также в танковые и мех корпуса. Так, новую технику получили 2-й, 6-й, 10 и 11-й танковый корпус. При формировании экипажей новых машин, возникла проблема в наличии 5-го члена экипажа. Вопрос решился путем комплектования экипажей танкистов за счет бойцов роты противотанковых ружей.
В тоже время на освоение новых танков экипажам давалось всего несколько часов. Широкое применение Т-34-85 произошло в боях в Правобережной Украины, в особенности при проведении форсирования Днестра.
В столкновениях с бронетехникой противника, новая техника показала себя неплохо, но все равно уступала тяжелым немецким танкам. 88 мм орудия Тигров обладали высокой бронебойностью, тем более бронезащита корпуса «тридцатьчетверок» не претерпела изменений, а по мощности 85 мм орудие советского танка немного уступало немецкому 88 мм.
Также Т-34 с 85-й артиллерийской системой Д-5Т в количестве 23 единицы в начале весны 1944 поступили на вооружение 7-й отдельной гвардейской Краснознаменной и ордена Красной Звезды Новгородской танковой бригады, которая вела наступление в составе Карельского фронта. Также в составе бригады числилось 42 «тридцатьчетверки» с 76 мм орудием и «Валентайн IX» в количестве 10 единиц.
Наступление проходило успешно, тем более у противника (финские и немецкие боевые соединения) практически не было танковых частей. С освобождением г.Киркенеса в Норвегии фронт был расформирован.
Во время наступательной операции «Багратион» летом 1944 года Т-34-85 занимали большую часть бронетанкового парка РККА. Так, из 811 участвующих в наступлении Т-34, машины, вооруженные 85 мм артиллерийской системой, составляли более 50% танкового парка.
Наибольшее количество новых «тридцатьчетверок» принимало участие в наступательных операциях Красной Армии в 1945 году. Участвующая в Висло-Одерской наступательной операции 3-я ТА генерала Рыбалко П.С. насчитывала в своем штате 640 танков Т-34-85, 22 танка Т-34-76 (использовались в качестве тральщиков), а также тяжелые машины ИС-2 (21 единица) и самоходно-артиллерийские установки (63 единицы ИСУ-122, 63 единицы СУ-85, 63 единицы СУ-76 и 49 СУ-57И).
Простота производства и использования, а также ведения боя в городских условиях – все это сделало фаустников еще одним опасным противником советских танкистов в боях за столицу Рейха.
Для того, чтобы как-то обезопасить свои машины от выстрелов ручных противотанковых гранатометов экипажи обвешивали свои танки различным приспособлениями. Но, несмотря на активное применение гранатометов в боях, большую часть потерь Т-34-85 понесли от действия вражеской артиллерии.
В боях с Японией летом 1945 года принимало участие 670 танков Т-34-85, причем, вместе с ними в состав бронетанковых частей Красной Армии действующих против японских частей, входили устаревшие модели Т-26 и БТ-7. Основной ударной силой стала 6-я танковая армия, ее парк составляли 408 новеньких Т-34-85, прибывшие с двух заводов: №174 и №183.
Небольшое количество «тридцатьчетверок» было захвачено немецкими войсками и их союзниками и позже использовалось ими, например соединениями дивизии СС Викинг. Т-34-85 в конце войны также поступали в армии союзников СССР (Польши, Югославии, Чехословакии), а позже и странам,входившим в ОВД.