Танк т-34-85

Содержание

Ледяная атмосфера Нептуна — объяснение для детей

Важно объяснить детям, что Нептун входит в состав «ледяных гигантов», потому что в его составе больше льда, чем у двух газовых представителей. В основном атмосфера представлена водородом и гелием, с заметными примесями метана, создающего синий окрас

Интересно, что в отличие от развивающихся «земных» типов планет, гиганты сохраняют атмосферу, которая образовалась в самом начале. Температура Нептуна может меняться в зависимости от высоты. Средняя отметка на верхней облачной границе составляет -210°C

В основном атмосфера представлена водородом и гелием, с заметными примесями метана, создающего синий окрас. Интересно, что в отличие от развивающихся «земных» типов планет, гиганты сохраняют атмосферу, которая образовалась в самом начале. Температура Нептуна может меняться в зависимости от высоты. Средняя отметка на верхней облачной границе составляет -210°C.

Это тепловое изображение, на котором видны температурные показатели в самой верхней части тропосферы (верхний левый снимок), но наибольший нагрев наблюдается на южном полюсе (справа сверху). Нижние кадры демонстрируют показатели на больших высотах в стратосфере и нижней атмосфере.

Для самых маленьких должно быть понятным, что гигант также лишен твердой поверхности, поэтому газ натыкается не на землю, а на водно-аммиачный океан. Исследователи отмечают условную точку поверхности в месте, где давление равняется 1 бару (уровень моря на Земле). Температура там достигает -201°C.

Средняя температура всей планеты Нептун приравнивается к -214°C. Но для самых маленьких будет интересно узнать, что она не побеждает в рейтинге холодности. Это место занимает седьмая планета – Уран. Температура планет зависит скорее не от солнечного нагрева, а от их внутреннего тепла.

На пороге войны

К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.

Две “тридцатьчетверки” (справа) в комапнии БТ-7М и А-20

Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне (танки БТ, как оказалось, этого дать уже не могли). Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки» (чего не давали ни Т-26, ни Т-28, ни Т-35). Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.

Схема бронирования Т-34

Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.

Примечания

Расположения внутренних модулей

Боевое применение Т-34-85

Новая «тридцатьчетверка» впервые выкатилась из сборочного цеха горьковского завода «Красное Сормово» в последний день 1943 года. Объем выпуска был небольшим, всего 80-100 машин в месяц. Только с марта месяца 1944 года новая машина стала поступать на фронт в необходимых количествах. Основным поставщиком новеньких «тридцатьчетверок» стало предприятие «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. Именно этот завод давал фронту основную массу новых советских танков. В отдельные периоды 1944-45 года с конвейера Нижнетагильского завода сходило до 700 машин в месяц.

Горьковский завод «Красное Сормово» немного уступал по объемам производства новой машины. Горьковские танкостроители давали стране по 250-300 машин в месяц. Летом на необходимые объемы производства вышел и третий танкостроительный завод в Омске.

Официально производство нового танка осуществлялось до 1946 года. Однако объемы выпущенных деталей и комплектующих к Т 34 85 был настолько большими, что советские заводы вынуждены были продолжать выпуск машин и в следующем 1947 году. Это никоим образом не отразилось на боеспособности Советской Армии, которая вынуждена была иметь в Восточной Европе крупные бронетанковые соединения.

В дальнейшем для оснащения вооруженных сил своих союзников, СССР передал на лицензионных условиях техническую документацию Польше и Чехословакии. В этих странах «тридцатьчетверки» выпускались в 50-е годы.

Несмотря на то, что новый танк сумел принять участие в боевых действиях только на завещающем этапе войны, вклад этой машины в разгром гитлеровской Германии, а после и Квантунской армии императорской Японии, трудно переоценить. Новые советские средние танки Т 34 85 массово применялись в ходе Балатонской оборонительной операции, в Восточно-Прусской операции и при штурме Берлина.

В компании с самоходными артиллерийскими установками СУ 76, СУ 85 и СУ 100, с тяжелыми танками ИС-1 и ИС-2, советский танк Т-34 с 85 мм пушкой чувствовал себяна поле боя более уверенно. Проблема прямого столкновения с тяжелыми немецкими танками была устранена посредством применения других огневых средств поражения. Главным врагом советских танков на завершающем этапе войны стали немецкая 88-мм пушка и панцефауст. Ни один боевой танк того времени не мог похвастаться эффективной броневой защитой от воздействия этих противотанковых средств.

Советский танк Т 34 85, историю его применения и эксплуатацию с полным правом можно назвать легендарными. Несмотря на то, что машина была создана в далеком 1943 году, танк прошел славный боевой путь. Танку пришлось принимать активное участие во многих военных компаниях и конфликтах послевоенного времени. На советских «тридцатьчетверках» воевали в Корейской войне 1950-53 гг., успешно сражался танк в составе армии ЦАХАЛ во время войны за независимость Израиля.

Последний факт боевого применения Т-34-85 был отмечен во время гражданской войны в Югославии, разразившейся в 90-е годы XX века. Официально «тридцатьчетверка» была снята с вооружения вооруженных сил Российской Федерации только в 1997 году, спустя более полувека с момента принятия в строй.

Создание

Государственный комитет от министерства обороны СССР был созван 25 августа 1943 года, после Курской битвы и принял решение оснастить Т-34 новой пушкой. Т-43 был отменен, поскольку его производство требовало переоборудование производственных линий, на перемещение которых на Урал итак было потрачено много ресурсов. Такое задание вызвало множество затруднений у инженеров, поскольку им предстояло спроектировать башню, вмещающую в себя длинноствольное орудие, стандартный зенитный пулемет, но при этом не требующую переделки корпуса, ходовой и трансмиссии. Выбор этой пушки был смелым шагом, который стал оправдан после подсчета потерь от 88 мм немецкой пушки. В бесконечной гонке между огневой мощью, подвижность и защитой, стало очевидно, что никакой двигатель того времени не может дать требуемую подвижность при защите от 88 мм пушки. У предшественника был практические идеальный баланс всех характеристик, но вскоре его огневой мощи стало недостаточно. Поэтому было принято решение принести защиту Т-34-85 в жертву огневой мощи и подвижности

С другой стороны, сохранение практически прежнего танка за исключением новой башни, давало гарантию быстрого перехода на производство нового танка, и обеспечить прежнее число сходящих с линий танков, что было очень важно в то время для правительства и армии

Испытания и боевое применение

К концу осени 1939 года испытания Т-100 шли полным ходом — танк прошёл свыше 1000 км. После начала 30 ноября 1939 года войны с Финляндией было принято решение отправить танки СМК, Т-100 и КВ-1 в действующую армию для испытания боем в условиях фронта. Перед отправкой на фронт вооружение Т-100 было изменено — вместо 76-мм пушки Л-10 была установлена более мощная пушка Л-11 того же калибра.

Танки были сведены в отдельную роту тяжёлых танков и приданы 90-му танковому батальону 20-й тяжёлой танковой бригады, воевавшей на «Линии Маннергейма».

Экипаж Т-100 в первом бою:

  1. командир танка лейтенант Астахов Михаил Петрович,
  2. артиллерист Артамонов,
  3. артиллерист Козлов,
  4. радист Смирнов,
  5. водитель Плюхин Афанасий Дмитриевич,
  6. запасной водитель Дрожжин Василий Агапович,
  7. моторист Капланов Владимир Иванович,
  8. Каштанов В. И.

19 декабря 1939 года отдельная рота тяжёлых танков вместе с остальными частями 90 брн 20 тбр пошла в наступление в районе Сумма — Хоттинен. Танки батальона успешно наступали и продвинулись за линию финских дотов, где СМК подорвался на мине. Экипаж Т-100 пытался при помощи своего танка отбуксировать СМК, однако успехом эти попытки не увенчались. После этого Т-100, встав рядом с СМК и прикрывая его усиленным артиллерийским и пулемётным огнём, обеспечил эвакуацию экипажа из подбитого танка — по аварийным люкам в днищах машин экипаж СМК перебрался внутрь Т-100. При этом танк получил по меньшей мере семь попаданий снарядами 37-мм и 47-мм противотанковых пушек с расстояния менее 500 м, но броня ни разу не была пробита.

В том же бою у Т-100 заглох двигатель — произошёл срез резьбы регулировочной муфты магнето. Однако механик-водитель танка смог, используя один магнето вместо двух, завести мотор снова и продолжить выполнение задачи.

После этого боя Т-100 был отправлен в тыл для ремонта двигателя и вернулся в действующую армию 18 февраля 1940 года. С этого дня и до окончания военных действий Т-100 действовал в составе 20-й (22.02 — 01.03) и 1-й (11.03 — 13.03) танковых бригад. За это время танк прошёл 155 км, получил 14 попаданий снарядами противотанковых орудий (6 — в левый борт, 3 — в нишу главной башни, 3 — в левую гусеницу и по одному — в маску 45-мм пушки и левый ленивец). Во всех случаях броня не была пробита. Всего к 1 апреля 1940 года Т-100 прошёл 1745 км, из них 315 км — во время боёв на Карельском перешейке.

После окончания Финской войны Т-100 вернулся обратно на завод, где был полностью заменён двигатель и произведён лёгкий ремонт танка.

Летом 1940 года танк был передан для хранения в Кубинку. После начала Великой Отечественной войны машина была эвакуирована сначала в Казань, а затем — в Челябинск, где Т-100 был передан в распоряжение опытного завода № 100. На заводе танк пробыл до конца войны, а дальше его следы теряются. По некоторым данным, до середины 1950-х годов Т-100 стоял на заднем дворе Челябинского танкового училища, а затем, видимо, пошёл в переплавку. Впрочем, по другим данным, танк до конца войны не дожил — в конце 1943 года он вместе с Т-29, КВ-7 и рядом других опытных образцов бронетехники был порезан на металл.

Конструкция танка

На каждый борт приходилось по 5 катков (сдвоенного типа с внешней амортизацией диаметром 830 мм). Подвеска на машине была индивидуальная, пружинного типа. Ведущими являлись задние колеса, зацепление гребней на гусеницах производили установленные на них ролики. Направляющие колеса были литыми и имели кривошипный механизм для настройки натяжения гусениц. Масса каждой гусеницы составляла 1150 кг, ширина звена 550 мм. Количество стальных траков составляло 72шт (36 гребневых и 36 безгребневых).

Топливные баки вмещали 545 литров дизтоплива марки ДТ, дополнительно устанавливались два внешних топливных бака, объем которых составлял 90 литров каждый, при этом к системе питания двигателя данные баки подключены не были. Два установленных под наклоном радиатора трубчатого типа обеспечивали охлаждение двигателя.

Очистку воздуху выполняли воздухоочистители «Циклон» в количестве 2 единиц. Запуск мотора производился сжатым воздухом, хранившимся в 2 баллонах (размещены в отделении управления) или при помощи электростартера.

Трансмиссия включала в себя главныйи бортовые фрикционы, коробку переключения передач (с 5 передачами), бортовые передачи и тормоза. Электропроводка изготовлена по однопроводной схеме (с напряжением 12 и 24В). На танке применено следующее электрическое оборудование: стартер, мотор привода механизмаповорота башни, системы вентиляции, освещение, контрольно-измерительные приборы и т.д. Радиосвязь обеспечивалась с помощью радиостанции 9-РС (прием и передача), внутри для связи экипажа использовались устройства ТПУ-3бисФ.

Изначально производился монтаж артиллерийской системы Д-5Т с калибром 85 мм со спаренным пулеметом ДТ с боекомплектом в 56 выстрелов для основного орудия и 1953 пулеметных патронов. Для наведения использовалась панорама ПТК-5 и телескопический шарнирный прицел.

Бронезащита корпуса не изменилась и составляла: бронирование лба корпуса 45 мм (угол наклона листов: верхних 60о, нижних 53о), бронезащита кормы машины 45 мм (верх 48 о, низ 45 о), боковое бронирование составляло 45 мм под углом 40о, а бронезащита крыши составила 20 мм. Сам корпус был сварным, изготовлен из листов катанной брони.

В 1943 году предпринимались попытки увеличить бронирование Т-34 до 75 мм (версия Т-43). Перед КБ встал вопрос: насколько можно увеличить массу танка, чтобы не пострадала его маневренность. Установка нового орудия на проект Т-43 намного увеличивала вес танка, поэтому от идеи усиления бронезащиты пришлось отказаться.

Новая башня танка Т-34-85 обладала достаточно хорошим бронированием: лоб башни имел бронирование в 90 мм, боковая броня составляла 75 мм, а бронезащита кормы башни составляла 52 мм. Боевая масса машины увеличилась и составила 32 тонны.

Экипаж танка Т-34-85 состоял из 5 танкистов. Расположение экипажа в танке было следующим: наводчик (командир орудия), командир и заряжающий находились в башне, механик-водитель и радист в корпусе машины.

Подвижность и стоимость

Испытания в Кубинке доказали, что устойчивость Т-34-85 не пострадала. С прежним двигателем, трансмиссией, коробкой передач и трансмиссией вес повысился только на одну тонну. Запас топлива был увеличен до 810 литров, что дало запас хода в 360 километров. Однако, так как в течении долгого времени вес модификаций непрерывно повышался, а двигатель не менялся, динамика и максимальная скорость немного упали по сравнению с первыми версиями танка. Зато была видна очевидная выгода, связанная с производством. Так, стоимость Т-34-85 составляла 164000 рублей, что было немногим выше, чем Т-34-76 1943 года, стоящий 135,000, но значительно ниже чем модель 1941 года, стоящая 270000 рублей и, конечно же, еще ниже, чем какой-нибудь полностью новый танк, запущенный в производство. Более того, благодаря открытию дополнительной производственной линии в «Танкограде» и небольшому упрощению корпуса, число производимых машин даже выросло и составило 1200 единиц в месяц в мае 1944 года, что пришлось очень кстати в связи с массовой операцией «Багратион», запланированной на 22 июня.

Что общего у двигателя Т-34 и Т-90?

Как мотор В-2 показал себя на танках ВОВ.

Во времена Великой Отечественной Войны, двигатель В-2 ставился почти на все танки Т-34, КВ, ИС и машины на их базе. Среди них были и легендарные штурмовые орудия ИСУ-152.

Мощность агрегата достигала более 500 лошадиных сил, а в форсированном варианте его отдача могла приравниваться почти 600 л.с.

Это позволяло долго модернизировать мотор, компенсируя увеличение массы танков, обеспечивая прежний уровень подвижности, а иногда и лучший, чем на предшественниках.

Танки послевоенного периода.

Ещё в военный период, было налажено производство танков Т-44 и ИС-3, которые поступили в войска в конце 1944 и 1945 года соответственно. Танки оснащались моторами, потомками В-2.

Т-44 обладал доработанным двигателем В-44 с мощностью 500 лошадиных сил. При меньшей массе, чем у Т-34/85, «сорок четвёрка» двигалась куда быстрее, трансмиссия имела новые, более совершенные узлы, пропорции длинны и ширины стали меньше, оказав положительный эффект на манёвренность, но самое главное – удалось избавиться от перевеса в передней части танка. Это тоже оказало хорошее влияние на управляемость, улучшив её для механика-водителя.

ИС-3 обладал чуть более мощным двигателем В-11. Он был больше, чем аналогичный у Т-44, но прирост мощности не превышал 20 лошадиных сил. Его подвижность значительно уступала среднему танку, а вес сказывался и длинна сильно сказывались на характеристики маневрирования.

В конце 40-х на вооружение поступили танки Т-54, образовавшие в дальнейшем целое семейство. Мотор всех танков, от ранних Т-54 и до Т-62 обладали мощность от 520 до 580 л.с. Каждая модель понемногу становилась всё мощнее и мощнее, пока из обычного В-2 не «выжали» всё, что только можно.

Из тяжёлых машин последним был Т-10, он же ИС-8. Мощность его мотора значительно выросла в сравнении с ИС-3 и достигла наминала 720 единиц.

В заключение этого раздела, хочу отметить, что за более 20 лет совершенствования, В-2 «изменил имя» чуть меньше 10 раз, а мощность среднего варианта возросла на 80 лошадиных сил, в то время как на тяжёлых машинах мощность выросла с 520 до 720 л.с.

Двигатели Т-72.

С начала производства танков Т-72 в 1967 году, силовой агрегат значительно улучшили, но он по-прежнему являлся прямым потомком двигателя от Т-34. Индекс доработанного мотора – В-46, а мощность 780 лошадиных сил. Это повысило подвижность в сравнении с тяжёлыми танками, но практически полностью соответствовала Т-34. Западные образцы как правила были быстрее, и обладая тем же весом, имея агрегат большей мощности.

Модификация Т-72А не привнесла более мощного силового агрегата, а вот Т-72Б, обладал большей мощностью. Двигатель В-84 до сих пор имеет отдачу в 840 лошадиных сил и устанавливался даже в ранние Т-90.

Как я уже и написал – ранние Т-90 имели двигатель мощностью 840 единиц при возросшей массе. Это не давало подвижность даже на уровне поздних Т-72, не говоря уже о западных образцах, мощность которых превышала 1 200 лошадей.

Более поздние модели – Т-90А имеют под капотом В-92, мощность 1 000 лошадиных сил, но со временем и этого сочли недостаточным. Сейчас в танки Т-72Б3 и Т-90М устанавливают форсированный вариант выше названого агрегата, доведя его мощность до 1 130 л.с.

Тем не менее, кто бы что не говорил, но В-92 – это прямой потомок дизеля В-2 – созданного ещё в 30-е годы прошлого века. Это не говорит о том, что двигатель плох – нет – это свидетельствует о невероятно прорывном скачке тех лет. Я не думаю, что найдётся какой-то ещё агрегат, проживший более полувека, пусть и с серьёзными изменениями.

Однако «эра» В-2 постепенно близится к закату. Современны танки, даже Т-72Б3 должны иметь большую мощность, чтобы обеспечить подвижность, отвечающую современным реалиям. Нужен новый двигатель – например, X-образный А-85, способный выдавать мощность не менее 1 350 лошадиных сил – обеспечивая невероятный прорыв в мобильности боевых машин.

Если кто-то не верит, что Х-образный агрегат не влезет в Т-72, или Т-90, то ознакомьтесь со статьёй об Объекте 187 .

Источник

Оборудование для Т-34-85М

Установка модулей на этот агрегат является важнейшим дополнением, ведь только так можно повысить уровень комфорта и сделать его более сильным. В то же время на Т-34-85М оборудование подбирается весьма просто, нам нужно максимально нивелировать свои недостатки, так что выбор очевиден: • – без него наш урон в минуту будет весьма плачевным; • – из-за неимения других вариантов, это единственный способ улучшить точность; • – тоже все понятно, слабый обзор на подвижно технике иначе никак не исправить.

Как обычно, существует некая альтернатива последнему пункту – в данном случае это , которая способна комплексно усилить важные параметры, но не позволит полностью решить проблему с обзором, так что выбор за вами.

Огромные пузыри метана

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

Т-34М — Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.

Т-34-57 — Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.

Т-34-57 на испытаниях

Т-34-76 обр.1941 г. — Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений — это установка новой 76-мм пушки Ф-34.

Т-34-76 обр 1941 — первый справа

Т-34-76 обр.1942 г. — Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.

Т-34-76 обр 1942

Т-34-76 обр.1943 г. — Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.

Т-34-76 обр 1943

ПТ-34 — минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.

ПТ-34

Т-34-85 — Смотреть основную статью.

Т-34-100 — Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.

Т-34-100 зимой 1945

Прочая техника на на базе Т-34:

ОТ-34 — Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.

ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34

СУ-122 — Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.

СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943

Т-43 — Смотреть основную статью.

СУ-85 — Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.

Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.

СУ-100 — Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.

СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.

СУ-101 и СУ-102 — Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 — 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.

СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.

Т-34Т — Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.

СПК-5 — Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.

ТМ-34 — Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.

Т-100 — Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.

Т-100 в Египетском музее.

Type 65 (Не точно) — ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.

Type 65

Тактико-технические характеристики

  Т-34обр.1940г. Т-34обр.1941 г.(литая башня) Т-34обр.1942 г.(литая башня) Т-34обр.1943 г. Т-34-85обр.1944 г.
Экипаж 4 4 4 4 5
Размеры (мм):
длина 5920 6680 6680 6750 8150
ширина 3000 3000 3000 3000 3000
высота 2450 2450 2450 2600 2720
Бронирование (мм):
лоб башни 45 52 65 70 75-90
маска пушки 45 52 45 70 90
борт башни 45 52 65 52 75
тыл башни 40 45 47 52 60
крыша башни 16 20 15-30 20 20
лоб корпуса 45 45 47 60 60
борт корпуса 45 45 47 47 47
тыл корпуса 40-45 40-15 47 47 47
крыша корпуса 20 20 20 20 20
днище 20 20 21 21 21
Двигатель: В-2-34 500 л. с. В-2-34 500 л.с. В-2-34 500 л. с. В-2-34 500 л. с. В-2-34 500 л. с
Скорость макс, (км/ч)   53.5 55 55 55
Давление на грунт (кг/см2) 0.64 0.64 0.76 0,83 0,85
Запас хода (км):
по шоссе 300-400 300-400 400 465 360
на местности 230-360 230-360 260 365 310
Запас топлива (л):
во внутренних баках 460 460 610 610 540
в дополнительных баках 134 134   180 270
Пушка 76.2 мм Л-11 76.2 мм Ф-34 76.2 мм Ф-34 76,2 мм Ф-34 85 мм ЗиС С-53
Боезапас 77 77 77 100 60
Бронебойный снаряд БР-350А БР-350А БР-350А БР-350А 53-УБР-365
вес (кг) 6.3 6.3 6.3 6,3 9,02
скорость (м/с) 612 655 655 655 792
бронепробиваемость (мм)
500м 62 69 69 69 111
1000 м 56 61 61 61 102
1500 м 49 54 54 54 93
2000 м 44 48 48 48 85
Подкалиберный снаряд     БР-350П БР-350П БР-365П
вес (кг)     3,02 3,02 4,99
скорость (м/с)     965 965 1200
бронепробиваемость (мм)          
500 м     92 92 138
1000 м     60 60 100
Кумулятивный снаряд     БР-353А БР-353А  
вес (кг)     3,94 3.94  
скорость (м/с)     325 325  
бронепробиваемосгь (мм)     75 75  
Фугасный снаряд Ф-354 Ф-354 Ф-354 Ф-354 Ф-365
вес (кг) 6.23 6.23 6.23 6.23 9,5
скорость (м/с) 635 680 680 680 792
Осколочно-фугасный ОФ-350 0ф-350 ОФ-350 С1Ф-350 ОФ-365
вес (кг) 6,21 6.21 6,21 6.21 9,5
скорость (м/с) 635 680 680 680

792

Башня

Получив задание поставить длинное и мощное орудие без дульного тормоза, инженеры столкнулись с проблемой слишком большой отдачи, требующей просторной башни. Но в этом были и плюсы, поскольку такая конструкция Т-34-85 давала много места для трех членов экипажа, а значит командир освобождался от работы заряжающего и мог не отвлекаться. Это в свою очередь помогало ему быть сконцентрированным на возможных целях и иметь лучшее понимание поля боя. Преимущества трехместной башни были известны и британцам, и немцам, которые считали такую конструкцию очень удобной. Её преимущества стали известны во время кампании во Франции, когда наличие сосредоточенных над своими задачами командиров и прекрасной коммуникации между ними дало явное тактическое преимущество над французами, имевшие технику преимущественно с одноместными башнями.

Башня Т-34-85 была частично основана на проекте Т-43 и была поспешно адаптирована под новые требования ведущим инженером завода Красное Сормово Вячеславом Керичевым. Она имела чуть уменьшенный погон, два перископа и командирскую башенку, смещенную к задней части для хорошего кругового обзора. Радио так же было перемещено для облегчения доступа к нему, лучшего сигнала и дальности действия.

Василий и Берия

ПЕРСПЕКТИВЫ

К концу прошлого века эффективность снайперского оружия перестала считаться удовлетворительной. Сфера его применения в боевых условиях показалась военным слишком узкой. На дистанции до 400 метров и обычный стрелок с автоматом попадает во врага, если имеет возможность прицелиться. Для того же, чтобы снайперская винтовка получила решительное преимущество по сравнению с ручным пулемётом, дальность огня требовалось повысить до 700-800 метров.

Сделать это оказалось не так-то просто. Винтовочный патрон, хоть натовский, хоть советскороссийский, сообщающий пуле начальную скорость 800-840 метров в секунду, для стрельбы на 800 метров не годился. Необходимой баллистикой могла обладать пуля либо калибра большего, чем 7,5 мм, либо уж со скоростью выше 1000 метров в секунду.

Изготовить нужные боеприпасы не составляло труда. Но, с точки зрения военных, повышение эффективности снайперских винтовок просто не оправдывало неудобств, связанных с введением нового патрона. От снайперов в любом случае большой пользы не предвиделось.

Иначе относятся к снайперам в спецподразделениях. Там в операциях роль единственного точного выстрела может быть решающей. В нескольких странах уже рассматривается возможность принятия на вооружение винтовок под патрон 8,58х70 «Лапуа Магнум», обеспечивающий пуле весом 16,2 грамма начальную скорость 914 метров в секунду. Этого достаточно для верной стрельбы на 850 метров.

Но и здесь далее экспериментов пока дело не зашло — ведь именно бойцам спецподразделений часто приходится действовать в стеснённых условиях. Винтовка под усиленный патрон (тем более с громоздкой оптикой, позволяющей разглядеть цель с расстояния в километр) кажется им слишком тяжёлой и неуклюжей. Отправляясь в тыл врага, диверсанты с собой противотанковые ружья не брали.

Увеличение мощности, конечно, расширяет боевые возможности снайперского оружия. Но на практике необходимость в стрельбе на очень большие дистанции при проведении спецопераций возникает чрезвычайно редко. А если и возникнет… добиться соблюдения важнейшего условия снайперской стрельбы — гарантированного поражения цели первым выстрелом — почти невозможно. Пока пуля долетит — или ветер переменится, или террористу надоест ждать выполнения условий, и он взорвёт бомбу.

Противотанковая мощь

Необходимость повышения мощности снайперских винтовок заставила конструкторов вспомнить о старых добрых противотанковых ружьях. Ещё во время Второй мировой это оружие, вроде бы разработанное для стрельбы в упор по громоздким боевым машинам, с успехом применялось как снайперское. Винтовки под предназначенный для тяжёлых пулемётов патрон калибра 12,7, 14,5 и даже 20 миллиметров позволяют стрелку поражать цели на расстоянии 1200-1500 метров. Причём уничтожаться и повреждаться может не только живая сила, но и, например, радарные установки, а также самолёты и вертолёты на стоянках.

Что почитать?
  • Николай Волковский «Энциклопедия современного оружия и боевой техники»
  • Виктор Мураховский, Семён Федосеев «Оружие пехоты»

Боевое применение

Первые Т-34, вооруженные 85 мм орудием, стали поставляться в бронетанковые части РККА в конце зимы 1944 года. Одной из первых боевых частей, оснащенных модернизированной «тридцатьчетверкой» стал 38-й отдельный танковый полк. На башнях были нанесены надписи краской «Димитрий Донской», изготовлены они были на средства, предоставленные РПЦ. Всего полк насчитывал по штату 21 единицу, кроме Т-34-85 штат полка составляли огнеметные версии Т-34-76.

В составе 58-й армии танковый полк вел боевые операции на территории Украины. Еще одной частью, оснащенной новой техникой с пушкой Д-5Т, являлся 119-й танковый полк. Так как танк был изготовлен на собранные деньги жителей республики Армения, то на танковых башнях были нанесены надписи на национальном языке «Давид Сасунский», в честь героя республики. Полк принимал участие в боевых действиях в составе 2-го Украинского фронта.

В начале весны 1944 года модернизованные «тридцатьчетверки» стали направляться в танковые бригады, а также в танковые и мех корпуса. Так, новую технику получили 2-й, 6-й, 10 и 11-й танковый корпус. При формировании экипажей новых машин, возникла проблема в наличии 5-го члена экипажа. Вопрос решился путем комплектования экипажей танкистов за счет бойцов роты противотанковых ружей.

В тоже время на освоение новых танков экипажам давалось всего несколько часов. Широкое применение Т-34-85 произошло в боях в Правобережной Украины, в особенности при проведении форсирования Днестра.

В столкновениях с бронетехникой противника, новая техника показала себя неплохо, но все равно уступала тяжелым немецким танкам. 88 мм орудия Тигров обладали высокой бронебойностью, тем более бронезащита корпуса «тридцатьчетверок» не претерпела изменений, а по мощности 85 мм орудие советского танка немного уступало немецкому 88 мм.

Также Т-34 с 85-й артиллерийской системой Д-5Т в количестве 23 единицы в начале весны 1944 поступили на вооружение 7-й отдельной гвардейской Краснознаменной и ордена Красной Звезды Новгородской танковой бригады, которая вела наступление в составе Карельского фронта. Также в составе бригады числилось 42 «тридцатьчетверки» с 76 мм орудием и «Валентайн IX» в количестве 10 единиц.

Наступление проходило успешно, тем более у противника (финские и немецкие боевые соединения) практически не было танковых частей. С освобождением г.Киркенеса в Норвегии фронт был расформирован.

Во время наступательной операции «Багратион» летом 1944 года Т-34-85 занимали большую часть бронетанкового парка РККА. Так, из 811 участвующих в наступлении Т-34, машины, вооруженные 85 мм артиллерийской системой, составляли более 50% танкового парка.

Наибольшее количество новых «тридцатьчетверок» принимало участие в наступательных операциях Красной Армии в 1945 году. Участвующая в Висло-Одерской наступательной операции 3-я ТА генерала Рыбалко П.С. насчитывала в своем штате 640 танков Т-34-85, 22 танка Т-34-76 (использовались в качестве тральщиков), а также тяжелые машины ИС-2 (21 единица) и самоходно-артиллерийские установки (63 единицы ИСУ-122, 63 единицы СУ-85, 63 единицы СУ-76 и 49 СУ-57И).

Простота производства и использования, а также ведения боя в городских условиях – все это сделало фаустников еще одним опасным противником советских танкистов в боях за столицу Рейха.

Для того, чтобы как-то обезопасить свои машины от выстрелов ручных противотанковых гранатометов экипажи обвешивали свои танки различным приспособлениями. Но, несмотря на активное применение гранатометов в боях, большую часть потерь Т-34-85 понесли от действия вражеской артиллерии.

В боях с Японией летом 1945 года принимало участие 670 танков Т-34-85, причем, вместе с ними в состав бронетанковых частей Красной Армии действующих против японских частей, входили устаревшие модели Т-26 и БТ-7. Основной ударной силой стала 6-я танковая армия, ее парк составляли 408 новеньких Т-34-85, прибывшие с двух заводов: №174 и №183.

Небольшое количество «тридцатьчетверок» было захвачено немецкими войсками и их союзниками и позже использовалось ими, например соединениями дивизии СС Викинг. Т-34-85 в конце войны также поступали в армии союзников СССР (Польши, Югославии, Чехословакии), а позже и странам,входившим в ОВД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector