Тирпиц (линкор)

Операции с участием «Тирпица»

После потери «Бисмарка» Гитлер несколько разочаровался в надводном флоте. Немцы не хотели лишиться последнего настоящего линейного корабля и использовали его крайне редко. Превосходство английского флота в Атлантике было практически подавляющим, поэтому «Тирпиц» был направлен в Норвегию, где он почти без дела простоял до момента своей гибели.

Однако, несмотря на такое пассивное поведение флагмана германского флота, англичане не давали ему покоя и приложили массу усилий, чтобы уничтожить его.

20 сентября 1941 года Гитлер отдал распоряжение о формировании группы кораблей (Baltenflotte) в Балтийском море для предотвращения возможного прорыва остатков Балтийского флота СССР в нейтральную Швецию. «Тирпиц» назначили флагманом этого соединения. Однако вскоре эта группа была расформирована, и военное руководство Рейха решило отправить линкор в Норвегию для обеспечения его большей безопасности.

В марте 1942 года немецкое командование получило информацию о двух союзных конвоях: PQ-12 и QP-8. PQ-12 шел из Исландии и состоял из 16 транспортных кораблей. QP-8 вышел первого марта из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» покинул Фэттен-фьорд и в сопровождении трех эсминцев пошел на перехват конвоев. Через Северный Ледовитый океан линкор направился к острову Медвежьему.

В это же время в море находились значительные силы английского ВМФ, включая главные силы Флота метрополии, под командованием адмирала Тови, утопившего «Бисмарк». Они искали «Тирпиц».

Плохие погодные условия исключали использование авиаразведки обеими сторонами. Из-за этого британцы не смогли найти немецкий линкор, а немцы пропустили оба конвоя. Один из немецких эсминцев обнаружил советский лесовоз «Ижора» и потопил его. 9 марта английский самолет-разведчик сумел отыскать «Тирпиц», после чего немцы решили возвратить корабль на базу.

Именно «Тирпиц» сыграл драматическую роль в судьбе конвоя PQ-17. Летом 1942 года немцы решили провести стремительную операцию с привлечением большого количества тяжелых кораблей для полного уничтожения этого конвоя. Операция получила название Rösselsprung («Ход конём»). Кроме «Тирпица», в ней должны были участвовать крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер». Немецким кораблям запрещалось ввязываться в бой с равными или превосходящими силами противника.

Узнав о пропаже «Тирпица» с места его постоянной стоянки, английское военно-морское руководство приказало распустить конвой и отозвало крейсера и эсминцы его сопровождения на запад.

С этим выходом «Тирпица» в море связана еще одна история, а именно атака на линкор советской подлодки К-21 под командованием капитана 2-го ранга Лунина. Лодка произвела залп из четырех торпед по «Тирпицу». Видеть результаты своей атаки они не могли, но слышали несколько сильных и слабых взрывов. Лунин посчитал, что в результате его атаки был поврежден «Тирпиц» и потоплен один из эсминцев сопровождения.

Информацию о повреждении линкора в результате атаки К-21 можно найти в советской и российской литературе, в немецких источниках сведений о ней вовсе нет. Немцы эту атаку попросту не заметили. Некоторые из современных экспертов считают, что в тех условиях (дальность стрельбы, ее угол) советская подлодка не могла попасть по немецким кораблям, а взрывы – это результат детонации торпед о морское дно.

Еще одной операцией, к которой привлекали «Тирпиц», стала атака немецких сил на Шпицберген. Она началась в сентябре 1943 года и получила название Sizilien («Сицилия»). Немцы подошли к острову и после обстрела его с линкоров и эсминцев, высадили десант. Это была единственная операция, в которой «Тирпиц» применил свою артиллерию. При этом следует отметить, что этот корабль не выпустил ни одного снаряда по любому кораблю противника.

После войны

После войны обломки Тирпица были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части Тирпица остаётся там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция , снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог ( норв. Honningsvåg ).

Недалеко от места затопления Тирпица существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), не попавших в цель. В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ  . Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте , Хэмпшир .

«Тирпиц»

нем. Tirpitz

«Тирпиц» в норвежском Альтер-фьорде

Служба: Германия
Класс и тип судна линкор
Порт приписки Тронхейм
Изготовитель Верфь кригсмарине в Вильгельмсхафене
Строительство начато 2 ноября 1936г.
Спущен на воду 1 апреля 1939г.
Введен в эксплуатацию 25 февраля 1941г.
Выведен из состава флота потоплен 12 ноября 1944г.
Статус разобран, отдельные части сохранились
Основные характеристики
Водоизмещение официальное 35 000 т, проектное 45 474 т, максимальное (1944 год) 53 500 т
Длина 241,7м по ватерлинии; 253,6м общая
Ширина 36 м
Высота 15м (от киля до верхней палубы на миделе)
Осадка 9— 10,6 м
Бронирование броневой пояс: 145…320мм палуба: 50…120мм були: 220мм орудия: 130…360мм барбеты : 342мм боевая рубка: 360 мм
Двигатели 12 п аровых котлов Wagner 3 турбины Brown Boveri & Cie
Мощность 163 026 л. с. (121 М Вт )
Движитель три трёхлопастных винта диаметром 4,7 м
Скорость хода 30,8 узла (57 км/ч )
Дальность плавания 8870морских миль (16400км) на скорости 19узлов (35км/ч)
Экипаж 2 608 человек: 108 офицеров и 2 500 матросов (1943)
Вооружение
Артиллерия 8 × 380мм/L48.5 SK-C/34 (4 × 2) 12 × 150мм/L55 SK-C/28 16 × 105мм/L65 SK-C/37 / SK-C/33
Зенитная артиллерия 16 × 37мм/L83 SK-C/30 12 × 20мм/L65 MG C/30 (одиночный) 72 × 20мм/L65 MG C/38 (четверной)
Минно-торпедное вооружение 2 × четверных 533-мм торпедных аппаратов , с торпедами G7a T1
Авиационная группа 4 самолёта Arado Ar196A-3 , одна двусторонняя катапульта
 

Ссылки

Панцирь «Тирпица»

Как настоящее тевтонское божество, корабль был закован в прочный панцирь. Его корпус опоясывала броня, защищавшая погреба башен более чем на две трети его общей высоты при толщине от 170 до 350 мм. Имелись и две бронепалубы (50 и 80 мм). Оконечности также были прикрыты (нос 50 мм, корма 80 мм). Барбеты (защита башен) толщиной 340 мм обеспечивали неуязвимость расчетов во время боя. Средний калибр также имел броню, в том числе наклонную, до 20 мм. На 5 м 40 см стальные листы уходили ниже ватерлинии для уменьшения опасности торпедных возможных атак. В общем и целом новейший и крупнейший немецкий линкор «Тирпиц» обладал рациональной и мощной защитой от всех возможных видов противокорабельных вооружений своего времени. Забегая вперед, можно констатировать, что это никак не сказалось на его печальной судьбе.

Fleet in being

Однако потенциал линкора — не только в способности топить корабли

Простое нахождение такого корабля на важном театре военных действий может нервировать противника, заставлять его концентрировать силы там, где может появиться угроза, охранять судоходство мощной военной силой, тратить на это огромные ресурсы

Причем сам источник угрозы — линкор — может месяцами стоять на приколе. На английском эта концепция емко зовется «fleet in being» — что-то вроде «флот как фактор присутствия».

Фото: wikipedia.org

Именно так командование гитлеровского флота и применяло «Тирпиц». В 1942 году драгоценный линкор перебросили на Север, поближе к путям арктических конвоев: именно по ним в СССР поступало вооружение и материалы, поставляемые из США по ленд-лизу. «Тирпиц» и корабли меньшего размера стояли в норвежских фьордах. И периодически готовились (или делали вид, что готовились) к выходу в море на перехват очередного конвоя.

Ужас перед «Тирпицем» был настолько сильным, что летом 1942 года слухи о том, что линкор вышел в море, заставили охрану печально известного конвоя PQ-17 покинуть суда, которые они охраняли. Оставшиеся без защиты транспорты стали легкой добычей подводных лодок — и конвой подвергся настоящему избиению, став символом бессмысленной гибели.

Сам же «Тирпиц» толком не успел даже приблизиться к каравану и ни разу не выстрелил. После войны долго ходили легенды, что корабль ушел в порт после того, как в него попала торпеда с советской подводной лодки К-21, но в итоге эта версия признана ошибочной: субмарина по «Тирпицу» не попала.

Собственно, в боевых действиях суперлинкор побывал ровно один раз. В 1943 году отряд из 11 кораблей Кригсмарине во главе с «Тирпицем» и еще одним линкором совершил рейд на Шпицберген (на этом полярном архипелаге стоял маленький норвежский гарнизон), чтобы вывести из строя находившиеся там угольные шахты и установить метеостанцию.

8 сентября линкор открыл огонь по берегу, прикрывая десант. Причем это был первый и последний раз, когда «Тирпиц» стрелял из главного калибра по кому-то кроме самолетов.

Норвежцев удалось доблестно победить (благо их было совсем мало), метеостанция установлена — но для столь крупного рейда результаты были смехотворны. И тем не менее эта ничтожная со всех точек зрения операция оказалась единственным боевым походом лучшего корабля Гитлера.

Куда деваться, будем драться

План боя был прост: пожертвовать собой.

Лео Грэдуэлл

Понимая, что имеющейся пушкой траулеру линкор не потопить, Грэдуэлл решил нанести вред немцам другим способом. Вот что рассказал об этом Дик Элдсен:

102-мм снаряды были подняты наверх и разложены вокруг орудия. Затем мы связали вместе глубинные бомбы и топливные бочки, установив взрыватели бомб на глубину 15–18 метров. Мы собирались сбрасывать их под нос „Тирпицу“ вместо плавучих мин».

Затем Грэдуэлл хотел направить траулер прямо на линкор и, врезавшись в него, взорвать свой корабль.

Однако на практике проверить этот план не удалось.Тирпиц» так и не пришёл.

После войны

Другие попытки

Попытки добить крупнейший немецкий корабль продолжались в 1944 году. В ходе операции «Вольфрам» (Tungsten) были задействованы морские силы. Согласованный с ними удар авиации привел к дополнительным повреждениям и гибели части экипажа (123 человека), но конечной цели не достиг. Еще несколько акций с устрашающими названиями («Когти Тигра», «Талисман» и другие) оказались даже менее результативными. План «Гудвуд» вообще стал безуспешным по причине скверной видимости в оперативном районе. Использование авиабазы Ягодник (Архангельская обл.), как и применение особых пятитонных бомб «Высокий мальчик» (Tallboy), повысило возможности британской авиации. На тот момент «Тирпиц» фактически уже представлял собой стационарную артиллерийскую плавучую батарею, занимавшую малозначимую позицию вблизи норвежского города Тромсё. Корабль бомбили часто, и в конечном счете 12 ноября добили его. Последний бой линкора «Тирпиц» произошел в бухте Хокейботн, там же он затонул. Из 1700 членов команды спаслись семьсот, остальные ушли на дно.

История создания

Адольф Гитлер на проверке линкора Bismarck 5 мая 1941

Тип Bismarck первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва Bismarck скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей. После спуска на воду второго французского линкора типа Dunkerque проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. Bismarck был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. Киль Bismarck был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года. Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали канцлер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского. 24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Проектирование

Наружный вид ЛК Bismarck с местными разрезами.

В начале 1934 года в Управлении Ко­раблестроения Имперского Морского ведомства приступили к разработке проекта нового линкора типа «F». Главный калибр первоначально предполагался 406 мм, но позже был снижен до 330 мм. Новые корабли должны ходить не менее 33 узлов при форсировании механизмов и 30 узлов в долговременном ре­жиме. Главную энергетическую установку пред­полагалось разделить на три автономные ус­тановки, каждая из которых включала бы 1 турбогенератор и 2 котла в раздельных по­мещениях. Соответственно предполагалось и три винта. Для получения достаточно эффективного огня было необходимо принять калибр не менее 380 мм, что давало минимальное водоизмещение готовых кораблей 39 000 тонн и никак не попадало в рамки 35-тысячетонных ограничений. Для сокрытия этих данных было секретное распоряжение во всех документах указывать стандартное водоизмещение 35 000 тонн. В мае 1935 года был окончательно ре­шён вопрос о силовой установке. Тогда же решился и вопрос с вооруже­нием корабля: четыре двухорудийные башни главного 380-мм калибра. Средний калибр выбран в 150 мм, зенитная артиллерия даль­него действия — 105 мм, ближнего действия — 37 мм зенитные автоматы. При выбранной толщине броня могла вы­держивать прямое попадание снаряда 380-мм калибра с расстояния 20-30 км и взрыв тор­педы с весом заряда 250 кг ТНТ.

Постройка и испытания

Спуск на воду линкора Bismarck

1 июля 1936 года на стапеле N-9 верфи Blohm und Voss начата постройка корабля, получившего за­водской строительный номер 509 и известно­го нам как Bismarck. Решением Гитлера об изменении сроков окончательной готовности линкора и ввода их в строй 1 декабря 1940, 14 февраля 1939 года в торжественной обстановке, в присутствии главы государства Адольфа Гитлера, главнокомандующего Кригсмарине генерал-адмирала Эриха Редера и внучка Отто фон Бисмарка — фрау Доротеи фон Левенфельд линкор «Bismarck» сошёл на воду. Линкор дорабатывался до официальной церемонии вступления в строй до 24 августа 1940 года.

В культуре

  • С «Тирпицем» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа британских разведчиков выполняет задание по минированию корабля. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
  • «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию — минирование котлов и уничтожение электронных блоков РЛС.
  • «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.
  • «Тирпиц» необходимо уничтожить в одной из последних миссий в игре Battle of Europe.

Броня и противоторпедная защита

Бронирование немецкого линкора довольно сложно и разнообразно. Его основу составляет 320-мм главный пояс, по длине простирающийся от первой до последней башни главного калибра. Верхняя часть борта защищена 145-мм бронёй, нижняя — 170-мм. В носовой части вдоль ватерлинии корабль прикрыт 60-мм броневым поясом, а в корме — 80-мм. Траверзы, то есть поперечные бронированные переборки, защищающие погреба боезапаса от попаданий снарядов с носа и кормы, имеют толщину 220 мм, так же закрыты и подбашенные отделения. Существенную роль в броневой защите жизненно-важных узлов и агрегатовТирпица» играет бронированная палуба толщиной от 80 до 110 миллиметров. Она призвана защищать корабль от снарядов, прилетающих со средних дистанций по относительно настильной траектории. Если вражеский снаряд попадёт в бортнемца», то, чтобы добраться до машинного отделения, ему придётся пробить не только 320 мм главного пояса, но и 110 мм скоса броневой палубы, от которой он, скорее всего, отрикошетит.

Башни главного калибра немецкого корабля защищены со лба 350-мм броней, с бортов — 150-мм. Крыши башен имеют толщину 130 мм.

Тирпиц»(фото: World of Warships)

Противоторпедная защитаТирпица» рассчитана на подрыв 350-кг боевой части торпеды, снаряжённой ТГА(смесь тротил-гексоген-алюминий), на глубине в половину проектной осадки(около пяти метров).

Американец» бронирован заметно проще: ключевым элементом его защиты является цитадель, фактически — броневая коробка толщиной до 305 мм с борта и до 282 мм на фронтальных переборках-траверзах, прикрытая сверху 128-мм бронированной палубой без скосов. С одной стороны, это даёт лучшую, чем у немецкого корабля, защиту от бомб и снарядов, падающих сверху под большим углом, с другой — хуже защищает от попаданий по настильной траектории. Это связано в том числе с разными условиями боев: немецкий корабль рассчитывался в первую очередь на бои с англичанами в Северной Атлантике, где видимость чаще всего ограничена и дистанции не слишком велики. Американский — на бои на Тихом океане, где стычки на дальних дистанциях куда более вероятны, а противник имеет многочисленный парк пикирующих бомбардировщиков.

Башни главного калибраНорт Кэролайн» имеют лоб в 406 мм, борт в 249 мм и крышу в 178 мм, что заметно превосходит показатели немецких установок.

Норт Кэролайн»(фото: World of Warships)

Американский корабль лучше защищён и с носовых курсовых углов — за счёт более мощных траверзов. Это сочетается с более мощным артиллерийским вооружением — в нос уянки» работают шесть стволов против четырёх у немцев.

Противоторпедная защитаНорт Кэролайн» иВашингтона» рассчитана на подрыв 320-килограммового заряда тринитротолуола и теоретически была несколько слабее немецкой, однако её слоистая конструкция — из нескольких последовательных переборок — оценивается как более надёжная с точки зрения поглощения и рассеивания энергии взрыва торпеды.

В целом оба корабля можно оценить как адекватно защищённые относительно имевшихся на тот момент угроз. Конечно, ни американцы, ни немцы не рассчитывали свои линкоры на противостояние с монстрами типаЯмато», но на них нашлась иная управа.

Рейтинг:Тирпиц» — 4Норт Кэролайн» — 4

Последние удары

Задумка с маленькими подлодками была удачной, но сработать могла лишь раз: немцы усилили бдительность и второй раз подложить неприятелю взрывчатку англичане не рассчитывали. Зато авиация союзников уже захватила господство в воздухе, и в 1944 году, когда «Тирпиц» отремонтировали, линкор стали без всяких военных хитростей бомбить.

Тонуть корабль не хотел: британские бомбы по-прежнему не пробивали бронепалубу. Самолеты «Фэйри Барракуда», поднявшиеся весной 1944 года бомбить «Тирпиц» в рамках операции «Вольфрам», обрушили на него град бронебойных, осколочных, фугасных, даже глубинных бомб — но все закончилось повреждением надстроек и гибелью 123 членов экипажа. Броня гиганта была неуязвима.

Однако полученные повреждения опять означали три месяца ремонта. Последовавшие за ней операции, отличающиеся только названиями, раз за разом либо сводились к малорезультативной бомбардировке, либо вообще отменялись из-за плохой погоды.

Все изменилось осенью 1944 года. Теперь у Королевских ВВС было не только господство в воздухе: они получили и оружие, способное «убить» линкор. Вступившие в строй тяжелые самолеты «Ланкастер» могли нести страшные бомбы «Толлбой» массой в 5,5 тонны. Против таких гигантов броня «Тирпица» уже не была непреодолимой — по сути, потопление линкора стало вопросом времени.

Уже в сентябре в нос корабля попал «Толлбой», нанеся такие повреждения, что теперь «Тирпиц» едва мог передвигаться.

Бомба «Толлбой». Фото: wikipedia.org

Справедливо полагая, что конец близко, флотское командование решило хоть как-то использовать обреченный линкор, переведя его на мелководье у норвежского города Тромсе, где он мог бы быть полезным в качестве стационарной батареи — все-таки восемь 380-мм орудий были страшной силой.

Чтобы обеспечить лучшую сохранность линкора при налетах, в Тромсе привезли устройства для постановки дымовых завес, но смонтировать и довести систему до рабочего состояния не успели.

12 ноября в городе услышали гул самолетов: приближались «Ланкастеры». Начиналась последняя операция по потоплению гигантского корабля, носившая мирное название «Катехизис».

Линкор был как на ладони: без дымзавесы, с не слишком сильной артиллерией ПВО. Истребители с ближайших аэродромов почему-то линкор не прикрыли. Английские бомбардировщики сбрасывали «Толлбои» с высоты 4200 метров. Уже через несколько минут одна из бомб попала в полубак, другая — в мостик, третья позади одной из труб — у англичан были хорошие бомбовые прицелы. В корпусе появилась дыра в 60 метров.

Еще минута-другая — и на высоту 150 метров поднялся столб огня и дыма. На «Тирпице» взорвался артиллерийский погреб. Уже улетавшие домой английские пилоты успели увидеть, как корабль медленно переворачивается.

Через несколько часов в Англию пришло подтверждение: крупнейшего корабля Гитлера больше нет. Вернее, технически он был: линкор просто перевернулся и лег во фьорде кверху килем. Погибло, по одним данным, 950, по другим — 1200 человек. Спастись смогли 76 моряков.

«Тирпиц» кверху килем. Фото: wikipedia.org

С уничтожением «Тирпица» пропала последняя угроза союзному судоходству в Северной Атлантике — остальные тяжелые корабли Германии были уже или на дне, или в полностью небоеспособном состоянии. Караулившие гиганта линкоры и авианосцы смогли отбыть далеко на восток: на море предстояло добивать Японскую империю.

Через полгода Третий рейх подписал безоговорочную капитуляцию. И последними сдавшимися немцами оказались по иронии судьбы те метеорологи, которых германская эскадра оставила на Шпицбергене — в ходе единственной «настоящей» боевой операции «Тирпица».

Они сдались 3 сентября, на следующий день после капитуляции Японии. Конечно, это не было связано с какой-то особо высокой боеспособностью — просто, чтобы принять капитуляцию у бедных метеорологов, у союзников просто не доходили руки.

Последствия

Экспансивные пули, или, как еще их называют, «дум-дум», за счет наличия специальной насечки способны раскрываться после того, как проникнут в мягкие ткани.

Раскрываясь внутри организма розочкой, они наносят порой несовместимые с жизнью ранения. Ниже на фото вы видите последствия ранения от такого снаряда.

Этими пулями можно зарядить как винтовки, так и пистолеты. На видео видно, как они попадают в цель.

Как выглядит экспансивная пуля в действии вы узнаете из видео:

Применение

КамАЗ-53501 используют для установки вспомогательной техники, грузовик перевозит военные грузы и буксирует артиллерийские орудия. Он может оснащаться различным специальным оборудованием:

  • Бронированный модуль. Используется для транспортировки солдат. Оснащён скрытой бронёй шестого класса защиты: защищает людей от выстрелов и взрывов осколочных гранат. Внутри имеется две скамейки, установленные вдоль бортов. Стёкла пуленепробиваемые, есть специальные отсеки для ведения ответного огня. На крыше есть люки для эвакуации. Жилой модуль имеет отдельную от кабины систему вентиляции. С водителем можно связаться при помощи специального устройства;
  • «Мультилифт». Оборудование для ускоренной разгрузки автомобиля. Используется для военного оборудования, оружия, сыпучих грузов и солдат;
  • Самопогрузчик. Используется для доставки военных грузов в отдалённые районы, до которых можно проехать по грунтовой дороге или бездорожью. Модель имеет повышенную грузоподъёмность и прочность. Для повышения проходимости конструкторы сократили расстояние между задними осями, установили гидроусилитель и сделали тормоза многоконтурными;
  • Экскаваторная установка. Устанавливается на платформу транспорта и работает от автономного привода. Расходует 12 литров горючего в час;
  • Крановая установка. Главным отличием военного крана является возможность работы без аутригеров и без активации дополнительных тормозных механизмов. Это позволяет оперативно погружать груз в экстренных ситуациях.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector