Тяжелый атомный ракетный крейсер петр великий

Почему в армию не берут с недобором веса?

Примечания

  1. Чепур А. Перспективы перевооружения российской армии (по материалам открытой печати) (рус.) // Армейский сборник. — 2015. — № 03. — С. 12-18.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входил противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики[кто?] отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября по 1 октября 2013 года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.
К 2014 году корабль прошёл в общей сложности 140 000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблём «Адмирал Нахимов».

Краткая история парусников

Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.

В 12 — 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.

Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Ве­ли­кий Гар­ри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».

Судно «Ве­ли­кий Гар­ри»

Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи — Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники — пираты.

Эра парусников 17 века

С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены дредноутамиДредноут и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.

В гламуре высоких технологий, или Скупой платит дважды

Американский корабль построен вокруг боевой информационно-управляющей системы «Иджис», объединившей в себе все средства обнаружения, связь, оружие и системы борьбы за живучесть корабля. Универсальные эсминцы-роботы способны обмениваться информацией с себе подобными и принимать решения за командира. К созданию подобной системы янки шли 20 лет – по-настоящему серьезная разработка, в которой заложены самые прогрессивные идеи современного морского боя: во главе угла стоит обнаружение и мгновенная селекция целей. Американский корабль первым примет решение, первым выстрелит и первым уничтожит противника. Пентагон называет Иджис-эсминцы лучшей морской системой ПВО на сегодняшний день.

Ключевой элемент системы – радиолокационная станция AN/SPY-1, представляющая комбинацию из четырех плоских фазированных антенных решеток, закрепленных по бокам надстройки эсминца. «Спай» способен в автоматическом режиме выполнять поиск по азимуту и углу места, осуществлять захват, классификацию и сопровождение сотен воздушных целей, программировать автопилоты зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории.Фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1D 

Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие на других кораблях при работе большого числа радиолокационных станций.

Однако, за видимым преимуществом SPY-1 скрывается сложнейшая техническая проблема: Как научить радар эффективному обнаружению целей на больших и на малых дистанциях одновременно? Дециметровые волны («Спай» работает в диапазоне S) хорошо отражаются от морской поверхности – шквал помех затрудняет распознавание несущихся над самой водой ракет, делая эсминец совершенно беззащитным перед сверхзвуковыми ПКР. Кроме того, низкое расположение антенн SPY-1 сокращает и без того небольшую дальность обнаружения низколетящих целей, отнимая у корабля драгоценные секунды, необходимее для реакции на угрозу.

Никто в мире не рискнул повторить американский фокус с «единым многофункциональным радаром» — на проектах боевых кораблей, созданных в других странах, в дополнение к радару общего обнаружения всегда предусматривается установка специализированной РЛС для обнаружения низколетящих целей: — британский «Дэринг» (дециметровый обзорный S1850M + сантиметровый SAMPSON) — франко-итальянский «Горизонт» (S1850M + сантиметровый EMPAR) — японский «Акидзуки» (двухдиапазонный FCS-3A с активными ФАР. По-факту — два радара (диапазон С и X), объединенных под общим названием). Но как обстоят дела с обнаружением ВЦ у российского атомного крейсера?

ПВО на борту

Главную опасность для подобного корабля, конечно, несут самолеты. И для борьбы с ними на ракетном крейсере выстроена серьезная, глубоко эшелонированная система противовоздушной обороны, включающая сразу три зенитно-ракетных комплекса.

Первый эшелон: зенитно-ракетный комплекс «Форт-М», корабельная модификация легендарного ЗРК среднего радиуса действия С-300. В отличие от исходной ЗРК, «Форт-М» обладает расширенной дальностью (до 75 км) и сниженной высотой (от 25 м до 25 км) действия. В составе носовой батареи крейсера установлена обновленная версия системы с кодировкой С300-ФМ, использующая новые ракеты 48Н6, способные поражать цели, движущиеся на скорости до 1800 м/с (6,5 тыс. км/ч), и на расстоянии до 90 км. Это позволяет ЗРК быть эффективным средством защиты не только от самолетов, но и от баллистических ракет малого радиуса действия, одновременно каждый комплекс отслеживает до 6 целей. Ими «Петр Великий» может отбиваться довольно долго: на борту имеется 12 пусковых установок по 8 ракет в каждой.

Второй эшелон: корабельный ЗРК ближнего радиуса действия «Клинок», поражающий цели на расстоянии от 1,5 до 12 км. Автоматически перезаряжаясь, каждая такая установка способна выпускать по ракете каждые 3 секунды, причем выстрел производится катапультой, и твердотопливные ракетные двигатели включаются уже в воздухе. Обнаружив цель на расстоянии до 45 км (система способна одновременно работать с 4 независимыми целями), «Клинок» реагирует на ее приближение за считанные секунды, и вскоре ракета устремляется к противнику на скорости почти 3,3 тыс. км/ч. Высота полета цели может быть от 10 м до 6 км, а скорость — до 700 м/с (2,5 тыс. км/ч). Все происходит автоматически, на скорости, на которую люди-операторы были бы неспособны. На борту «Петра Великого» размещается 2 восьмитрубных пусковых установки и 128 ракет.

Тех же счастливчиков (или — несчастных, это еще как посмотреть), кому удастся прорваться за эту линию обороны, ждет «Каштан». Этот зенитный ракетно-артиллерийский комплекс тоже полностью автоматизирован и способен работать самостоятельно начиная от обнаружения цели и до ее уничтожения. Он создан специально для противодействия современному высокоточному оружию — противокорабельным ракетам, управляемым авиабомбам и так далее. Разумеется, и его работа полностью автоматизирована; при необходимости, «Каштан» способен выпустить по цели двухступенчатую твердотопливную ракету (на расстоянии 1,5−8 км), или обстрелять ее из пары шестиствольных 30-мм зенитных автоматов АК-630 (на дистанции 0,5−4 км), буквально осыпающих противника пулями на скорости 10 тыс. выстрелов в минуту. О таких автоматах мы рассказывали в заметке «”Палашом» по «Томагавку»». На «Петре Великом» ЗАРК «Каштан» — целых шесть штук, и у каждой есть и пара автоматов АК-630, и по 2 блока с 4-мя ракетами каждый (а в подбашенном отделении приготовлены еще по 8 штук). Мало не покажется.

Особенности конструкции

Петровские чертежи «Штандарта» не сохранились. Но на основании документов Олонецкой верфи, других архивных материалов в результате более чем трехлетнего труда историка Виктора Крайнюкова облик корабля был реконструирован.

На примере «Штандарта» интересно наблюдать смешение двух кораблестроительных школ — голландской и английской. Характерным для голландских кораблей была способность плавать по мелкой воде — в связи с тем, что в Голландии многие корабли строились в районах с неглубокими каналами. Отсюда широкая, почти прямоугольная форма шпангоутов, плоское днище, большая относительная ширина. По сравнению с английскими кораблями с тем же вооружением осадка у «голландцев» была значительно меньше. В открытом море, при больших глубинах, где якорь не достанет до дна, необычайно важна способность парусного корабля выходить «на ветер», лавировать. Эта способность всегда отличала английские корабли. Чтобы достичь хороших лавировочных качеств, англичане делали шпангоуты более заостренными, с увеличенной килеватостью, и оснащали корабли развитым парусным вооружением.

Петр проектировал «Штандарт», совмещая лучшие стороны двух кораблестроительных школ: необходимую для плаваний в Финском заливе уменьшенную осадку, и высокий стройный такелаж английского образца.

К примеру, длина мачты, рассчитанная по английским методикам, оказывается на 4 — 6 % больше голландской. Реи же при расчете на английский манер оказываются короче.

На теоретическом чертеже можно увидеть очень полные обводы миделя и стройную, «подтянутую» на английский манер корму.

«Великое посольство»

Успехи России в военных действиях против Турции развязали Петру I руки для борьбы за выгодный торговый путь в Европу — через Балтийское море. Для защиты Балтийских земель нужен был флот. Еще во время путешествия с Великим Посольством Царь Петр изучил, усвоил и переработал методы строительства кораблей. В Амстердаме специально для него — чтобы Петр мог увидеть весь цикл судостроения — был заложен, построен и спущен на воду фрегат, названный «Петр и Павел». Грамота, выданная «Петру Михайлову» корабельным мастером, говорила, что Петр «изучил искусство сплачивания, сколачивания, пиления и строгания… как и мы сами искусство сие разумеем». Но удовлетворения от полученных знаний у Петра не было.
Дело в том, что голландская школа кораблестроения, в отличие от английской, апеллировала в большей степени к практическому опыту, чем к теоретическим расчетам и обоснованиям. Форма корпуса, поперечные сечения шпангоутов, стрингеров, досок обшивки в Голландии в основном определялись «по традиции», на основании передаваемых от отца к сыну «секретов» профессии. Перенести такую технологию в Россию, где не было ещё потомственных плотников, такелажников и резчиков, знающих дедовские секреты мастерства, было задачей невозможной. Нужен был структурированный, более научный подход.

Поэтому после Голландии Петр собрался в Англию, страну, известную своим научным, формализованным и зафиксированным подходом ко всему, в том числе и к проектированию и строительству кораблей.

Итак, после 5 месяцев в Голландии «Петр Михайлов» провёл ещё 4 месяца в Англии — путешествуя, общаясь с мастерами и адмиралами. Что вынес Петр из той поездки? Помимо 500 специалистов, нанятых по его приказу на русскую службу, Петр «подсмотрел» самые важные достижения и новейшие технологические решения в производстве и, особенно, в любимой им отрасли — в кораблестроении.

Средиземноморский вояж «Петра Великого»

К 23 января 1882 все работы были выполнены, и броненосец вышел на ходовые испытания, продемонстрировав скорость 14,4 узла при мощности 8300 лошадиных сил. Месяц спустя был получен приказ о следовании в Средиземное море, где кораблю предстояло стать флагманом Средиземноморской эскадры, базировавшейся на Пирей. В порт назначения он прибыл 11 апреля.

Посетив ряд итальянских портов, эскадра перешла в Тулон, затем вернулась в Неаполь, где «Петра» настиг приказ о возвращении в Кронштадт, куда он прибыл 31 августа 1882 года

Хочу обратить ваше внимание на то, что, по сути, его средиземноморский вояж был ни чем иным как демонстрацией силы

Первенец флота

Применение вновь полученным знаниям нашлось довольно скоро. В 1702 — 1703 годах началось строительство кораблей для Балтики: строили их на реках Сясь и Свирь. Сясьская верфь оказалась не очень успешной — подбор мастеров-кораблестроителей оставлял желать лучшего. А вот на Олонецкой верфи, названной по имени уезда и расположенной на Свири (ныне — Лодейное Поле) дела пошли очень удачно. Всего за пять месяцев, начиная работу буквально «в чистом поле» и создавая верфь «на ходу», построили первые 10 судов. Самым большим был 28 пушечный фрегат «Штандарт», который и стал флагманом нового Балтийского флота.

Название «Штандарт» символизирует обретение Россией нового торгового пути через Балтийское море: в 1703 году царь Петр изменил свой штандарт, добавив к картам трех российских морей четвертую – карту Балтики. Был сделан новый штандарт, и в его честь назвали первый корабль Балтийского флота.

Корабли были заложены «по указу Царя и по приказу губернатора Меньшикова» 24 марта 1703 года, а уже 8 сентября того же года эскадра поставила паруса для перехода через Ладогу в только что основанный город — Санкт-Петербург.

Руководили работами голландские и английские мастера, и русские подмастерья из учившихся во время Великого Посольства. Чертежи многих из новых судов составлял собственноручно Царь Петр. И доверял строить по своим проектам только проверенным мастерам, таким, как голландец Выбе Геренс. До начала работ на Олонецкой верфи «Выбей» зарекомендовал себя как талантливый кораблестроитель: в Воронеже и Архангельске он строил 38-пушечный корабль, две 8-пушечные яхты и даже корабль на 68 пушек. Ему и было поручено строить «царский» корабль, названный позднее «Штандарт».

Комментарии к законам

Тяжелый

С выводом «на пенсию» последнего американского линкора New Jersey наш «Петр Великий» стал самым крупным в мире боевым неавианосным кораблем. Здесь размещаются почти 150 кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов, 15 душевых, 2 бани, сауна и бассейн, а в медицинском блоке есть не только изоляторы, но и собственная аптека, рентгенографический и зубоврачебный кабинеты, операционная. Экипаж крейсера составляет 655 человек, включая больше ста офицеров. Еще несколько «тяжелых» цифр: длина крейсера — 251 м, ширина 28,5 м, осадка 10,3 м при полном водоизмещении почти 25,9 тысяч тонн.

Все это позволило разместить на «Петре Великом» целую кучу (нужного и не очень) вооружения. Этот крейсер — один из самых мощных ударных кораблей не только в России, но и в мире. Так, помимо уже описанных 20-ти ракет «Гранит» здесь имеются 2 палубных вертолета Ка-27 (к сожалению, взятых на вооружение уже более 20 лет назад). Основная их профессия — противолодочная. Каждый Ка-27 несет твердотопливные ракеты АПР-2Е, способные двигаться под водой на скорости свыше 110 км/ч, и управляемые глубинные бомбы с собственной гидроакустической системой наведения. Есть и вспомогательная задача: вертолеты могут использоваться, как ретрансляторы для наведения той же системы «Гранит».

Для борьбы с подлодками противника, что считается одной из основных ТАРК, у «Петра Великого» найдется 10 установок для запусков противолодочных торпед «Водопад», эффективных на дистанциях до 60 км. При необходимости, его ракеты могут оснащаться и ядерной боеголовкой. Движение их крайне необычно, что всерьез затрудняет задачу перехвата: при запуске ракета ныряет в воду, затем взлетает в воздух и снова возвращается под водой уже в районе цели. Наконец, есть на крейсере и защитные противоторпедные ракеты «Удав-1», и установки «Смерч-3″, предназначенные для стрельбы глубинными бомбами по подводным лодкам и торпедам.

Есть у ТАРК, конечно, и корабельные пушки — то, из-за чего изначально и создавались крейсеры и их еще более крупные флотские собратья. Артиллерийское вооружение «Петра Великого» включает спаренную 130-мм автоматическую систему АК-130 скорострельностью 20−80 выстрелов в минуту и дальностью полета снаряда 25 км (дальность сопровождения цели — почти вдвое выше). Бортовой боезапас — 180 выстрелов.

Конструкция

Это самый большой в мире действующий не авианосный ударный боевой корабль.

Основные ТТХ

  • Длина: 250,1 м. (наибольшая)
  • Ширина: 25,0 м. (по ватерлинии)
  • Высота от уровня основной плоскости: 59,0 м.
  • Осадка: 10,3 м (по носовому бульбу)
  • Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
  • Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
  • Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
  • Скорость: 32 узла (59 км/час).
  • Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года по топливу.

Конструкция корпуса и надстройки

Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей.

Экипаж

Экипаж крейсера — 744 человек (101 офицер, 130 мичманов, 513 матросов) +18 человек лётный персонал. Они размещены в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8—30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6 × 2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.

Судьба петровского флагмана

В строительстве «Штандарта» Петр принимал личное участие. С 21 июля 1703 года он находился на Олонецкой верфи. Вероятно, его энергия и настойчивость позволили сократить срок строительства до 5 месяцев. Работали тогда весь световой день, а как известно, дни летом на севере долгие.

За необычно короткое время — всего за две недели — фрегат был оснащен мачтами и парусами. В Петербург он вышел 8 сентября 1703 года, имея на борту груз пушек с Олонецких заводов. Капитаном пошел Петр Михайлов. Осень на Ладоге — не самое приятное время. Архивные данные говорят, что во время шторма «фрегат сей стал на мель и претерпел некоторое повреждение». В карельском фольклоре есть упоминание о Государевой, или Царской мели. По всей вероятности, сейчас она нанесена на карты как банка Торпакова возле Сторожно. Успешно снявшись с мели, «Штандарт» и другие корабли дошли до Шлиссельбурга.

Флотилия прибыла в Петербург в середине октября, и с весны 1704 года участвовала в подготовке обороны города, выполняя промеры глубин, связанные с укреплением Кронштадта. Первое боевое крещение «Штандарт» получил в 1705 году, отражая попытки шведского флота прорваться мимо Кроншлота к Санкт-Петербургу.

За 16 лет боевой службы на «Штандарте» сменилось несколько капитанов. Их фамилии дают представление об интернациональном составе флота в то время:

Петр Михайлов Россия 1703
П. Грей Англия 1704
Ян Деланг Голландия 1705
Ф. Вилимовский Россия 1706-1707
Шонвик Голландия 1708-1709
Генрих Вессель Норвегия 1712
Б. Эдварт Англия 1713

Спешка при строительстве первого «Штандарта» сказалась через несколько лет: в 1711 году из-за применения сырого (невыдержанного) леса корабль «пришел в ветхость» и был поставлен на тимберовку — ремонт с заменой части обшивки и шпангоутов. Обновленный «Штандарт» продолжал службу до 1719 года, когда по приказу Петра «хранить вечно как первенец флота и памятник кораблестроительного искусства» был поставлен в качестве музея в Кронверкскую протоку. Без ухода и внимания корабли (а стояло их там несколько) быстро пришли в упадок. Когда в 1727 году по приказу Екатерины I специальная комиссия проверяла состояние кораблей, «Штандарт» было решено вытащить на берег и отреставрировать. Но вода и время повредили корпус настолько, что при попытке поднять корабль тросами буквально перерезали его на части. Старый «Штандарт» был разобран с указом «В память его имени, которое Его Величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый».

Указ этот вплоть до недавнего времени оставался невыполненным. А имя «Штандарт» давали с тех пор только царским яхтам.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

Основное вооружение крейсера

20 сверхзвуковых противокорабельных ракет П-700 «Гранит»

Высокоточные противокорабельные крылатые ракеты «Гранит» на «Петре Великом» размещены в 20 пусковых установках СМ-233 под верхней палубой. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 тонн. Боеголовка представляет собой моноблок в ядерном (500 килотонн) или обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении, а также может нести топливно-воздушный боезаряд объёмного взрыва. Дальность стрельбы — до 625 км, скорость полёта — до 2,5 М (на высоте) и до 1,5 М у поверхности воды.

Эти ракеты имеют интегрированно-автономную систему управления: их полёт координируется «вожаком», в случае поражения которого средствами ПРО происходит автоматическая передача его функций новому лидеру. В сочетании с радиопомехами и ложными объектами полномасштабный залп «Гранитов» с «Петра Великого» становится почти неотразимым с как минимум серьёзными поражениями главной цели.

Противовоздушные системы

Характеристики С-300 «Форт» С-300 «Форт-М» ЗРК «Кинжал» ЗРАК «Кортик»
Число ПУ 6 6 16 6х8
Запас ракет 48 48 128 144
Дальность действия, км До 150 До 200 1,5-12 1,5-8
Высота поражения цели, км 0,025-25 0,01-25 0,01-6 0,005-3,5
Масса БЧ, кг 145 180 15 9

Зенитное вооружение

Артиллерийская составляющая зенитного вооружения включает в себя 30-миллиметровые автоматические шестиствольные установки АК-630 в составе ЗРАК «Кортик» (по две в каждой ПУ) с общим боезапасом на 48 тысяч снарядов. Суммарный темп стрельбы этих установок составляет около 10 тысяч  выстрелов в минуту, параметры эффективной стрельбы по воздушным целям — 500-4000 м по дальности и 5-3000 м по высоте. На блоки стволов надеты надульники для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект первой очереди размещается в двух барабанах по 500 патронов рядом с блоками стволов, питание автоматов при этом не ленточное, а шнековое (беззвеньевое).

Артиллерийская часть вооружения

Основу артиллерийского вооружения «Петра Великого» составляет спаренная 130-миллиметровая многоцелевая артустановка АК-130, способная поражать береговые, морские и воздушные цели. Стволы имеют длину 70 калибров и максимальный угол подъёма в 85 градусов, что обеспечивает дальнобойность орудий до 25 км. Скорострельность — от 20 до 90 выстрелов в минуту. Масса взрывчатого вещества в составе осколочно-фугасных снарядов с различными типами взрывателей — 3.56 кг. Подготовленный к стрельбе боекомплект насчитывает 180 снарядов, а их общий боезапас на корабле составляет 840 снарядов.

Орудия могут действовать в полностью автоматическом режиме управления и прицеливания, а также в ручном режиме. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

«Пётр Великий» обладает надёжной защитой от внезапного нападения с воздуха и из-под воды

Противолодочное вооружение

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано ракетными противолодочной системой «Водопад-НК», противоторпедным комплексом «Удав-1», ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000 и вертолетами Ка-27ПЛ.

Противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) «Водопад-НК» имеет 20 противолодочных ракет, способных действовать на дальности до 50 км и нести либо ядерный заряд, либо малогабаритную самонаводящуюся торпеду УГМТ-1, обладающую скоростью до 41 узла. Стрельба ведётся с 10 пусковых установок (ПУ) — ракетно-торпедных аппаратов калибра 533 мм. После этого ракета с водной поверхности стартует в воздух и доставляет свою боевую часть к району цели.

Противоторпедный комплекс «Удав-1» оснащён 40 ракетами для стрельбы из 10 ПУ РБУ (реактивно-бомбомётных установок) калибром 300 мм, способными поражать торпеды и подводные лодки противника на дистанции до 3 км. Аналогичную систему имеет крейсер «Адмирал Кузнецов».

В систему противоторпедной защиты «Смерч-3», в состав которой входит:

  • две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты с дальность действия до 1 км и массой заряда в 55 кг);
  • заряжающее устройство;
  • глубинные бомбы РГБ-10;
  • система «Буря», управляющая огнём до четырёх РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены два вертолёта Ка-27ПЛ, оснащённых противолодочными средствами: поисковой РЛС, гидроакустическими буями, акустической системой и детекторами магнитных аномалий. Третий из имеющихся на крейсере Ка-27 оснащён как поисково-спасательный вертолёт. Но все три летательных аппарата могут быть вооружены противолодочными торпедами, бомбами, минами, а также противокорабельными ракетами.

Крейсер «Пётр Великий»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector