Организация по безопасности и сотрудничеству в европе
Содержание:
- Летные характеристики
- Модернизации на основе БМП-3
- Государства-участники
- Сводный бюджет
- Структура
- Кто подписывал акт
- Дальнейшее развитие организации
- Примечания
- Руководство
- Функции и задачи ОБСЕ
- Структура
- Боевое применение истребителя
- Основные цели и задачи
- Миссия ОБСЕ в Украине
- История создания
- Структура ОБСЕ
- Государства-участники
- От СБСЕ к ОБСЕ
- Структура и институты
- Цели
- Сводный бюджет
- Как появилась ОБСЕ
- Россия и ОБСЕ
- Новейшая история ОБСЕ
- Сводный бюджет
- Основные цели и задачи
Летные характеристики
МиГ-31 совершает как короткие вылеты на перехват конкретных целей, так и длительное барражирование в воздухе в режиме дежурства.
Дальность полета на скорости 0,8 М, высота 10 000 м | 1450 км, с подвесными баками – до 3000 км, с дозаправкой – до 5400 км |
Дальность полета на скорости 2,35М, высота 18 000 м | 720 км |
Практический потолок | 21 500 м |
Динамический потолок | До 30 000 м |
Тяговооруженность при полной заправке | От 0,66 до 0,79 |
Максимальная скорость | 3000 км/ч (2,83М) на большой высоте, 1500 км/ч у земли |
Крейсерская сверхзвуковая скорость | 2 500 км/ч (2,35М) |
Крейсерская дозвуковая скорость | 950 км/ч (0,9М) |
Во время взлета МиГ-31 длина разбега составляет от 950 до 1200 метров, пробег на посадке – 800 метров.
МиГ-31 ВВС Казахстана использует тормозной парашют для сокращения пробега на посадке
Модернизации на основе БМП-3
Новый аппарат, из-за многочисленных вопросов и недостатков при большом потенциале, сразу же получил дальнейшее развитие. В ходе работы появились следующие машины:
- БМП-3К, командный вариант, отличается большой насыщенностью средствами управления и связи. Более мощная рация Р-173, действующая до 40 км;
- БМП-3Ф, машина для морской пехоты и сил, дислоцированных в прибрежной зоне. Способна противостоять волнению до 3х баллов и держаться 7 часов на воде;
- БМП-3М, усовершенствованная модель, с повышенной огневой мощью и защитой. Распознает технику противника за 4,5 км, броня выдерживает 12,7-мм бронебойные пули;
- БМП-3 c активной защитой «Штора-1», эффективно противостоящая ПТУРам противника;
- БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У», превращающая БМП в противотанковую систему, поражающую на расстоянии 5,5-6 км;
- БМП-3М «Драгун», с измененной компоновкой, мотор снова впереди, усиленным двигателем и боевыми модулями с новым орудием 2А75 125-мм;
- БМП-3 «Деривация», оснащенная необитаемым модулем с 57-мм пушкой.
Представленные изменения далеко не все, что было сделано с момента принятия БМП-3 на вооружение. В разные годы появлялись машины, предназначенные для ремонтно-эвакуационных работ, разведки, разминирования и даже прокладки дорожного полотна.
Некоторые образцы признавались удачными и попадали в серию, какие-то остались только прототипами. Потенциал БМП не израсходован полностью. Машина получилась неоднозначная, но удачная по своим характеристикам для выполнения более сложных задач, нежели доставка и поддержка пехоты на поле боя.
Государства-участники
Участники ОБСЕ
Государство | Государство |
---|---|
Австрия Австрия | Мальта Мальта |
Азербайджан Азербайджан | Молдавия Молдавия |
Албания Албания | Монако Монако |
Андорра Андорра | Монголия Монголия |
Армения Армения | Нидерланды Нидерланды |
Белоруссия Белоруссия | Норвегия Норвегия |
Бельгия Бельгия | Польша Польша |
Болгария Болгария | Португалия Португалия |
Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина | Россия Россия |
Ватикан Ватикан | Румыния Румыния |
Великобритания Великобритания | Сан-Марино Сан-Марино |
Венгрия Венгрия | Сербия Сербия |
Германия Германия | Словакия Словакия |
Греция Греция | Словения Словения |
Грузия Грузия | США США |
Дания Дания | Таджикистан Таджикистан |
Ирландия | Туркмения Туркмения |
Исландия Исландия | Турция Турция |
Испания Испания | Узбекистан Узбекистан |
Италия Италия | Украина Украина |
Казахстан Казахстан | Финляндия Финляндия |
Канада Канада | Франция Франция |
Кипр Кипр | Хорватия Хорватия |
Киргизия Киргизия | Черногория Черногория |
Латвия Латвия | Чехия Чехия |
Литва Литва | Швейцария Швейцария |
Лихтенштейн Лихтенштейн | Швеция Швеция |
Люксембург Люксембург | Эстония Эстония |
Македония Македония |
Партнеры по сотрудничеству
Средиземноморские | Год | Азиатские | Год |
---|---|---|---|
Алжир | Афганистан | 2003 | |
Египет | 1995 | ||
Израиль | Южная Корея | 1994 | |
Иордания | Таиланд | 2000 | |
Марокко | Япония | 1992 | |
Тунис | Австралия | 2009 |
Сводный бюджет
Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций.
Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.
Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро.
Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.
Структура
Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Михаила Евстафьева
Логотип Казахстанского председательства в ОБСЕ — 2010 г.
Основными органами организации являются:
- Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
- Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
- Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
- Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
- Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
- Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
- Парламентская ассамблея ОБСЕ
- Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.
Кто подписывал акт
Заключительный акт длительное время подготавливался, поэтому встреча на высшем уровне в конце июля 1975 года в Хельсинки зафиксировала, зафиксированные ранее соглашения. Ниже приведена таблица, в которой указаны страны и их представители, которые поставили свою подпись под Хельсинкским заключительным актом СБСЕ.
В таблице представлен список важнейших стран, подписавших Хельсинкский заключительный акт 1975 года. Кроме этих стран акт был подписан уполномоченными представителями следующих государств: Австрийская Республика, Королевство Бельгии, Республика Кипр, Дания, Исландия, Французская Республика, Финляндская республика, Греческая Республика, Ирландия, Княжество Лихтенштейн, Великое герцогство Люксембург, Республика Мальта, Княжество Монако, Норвегия, Королевство Нидерланды, Португалия, Сан-Марино, Швеции,Турцекая Республика. Также в подписании Заключительного акта принимал участие представитель Ватикана — Агостино Казароли (специальный делегат Папы Павла 6).
Всего акт подписали 35 государств. 33 из них представляли Европу, а ещё 2 страны это США и Канада
Важно отметить, что среди всех европейских стран хельсинкские соглашения 1975 года не подписало только одно государство — Албания
Дальнейшее развитие организации
С этих пор Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стал собираться регулярно. Встречи проходили в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983), Стокгольме (1984), а также в Вене (1986).
Одним из самых знаковых стало совещание в Париже в сентябре 1990 года, в котором принимало участие высшее руководство стран-участниц. На нем была принята знаменитая Парижская хартия, которая ознаменовала конец холодной войны, подписан договор о вооружении, а также прописаны важные организационные вопросы дальнейших консультаций.
На Московском совещании в 1991 году было принято постановление о приоритете прав человека над внутригосударственными законами.
В 1992 году на заседании в Хельсинках произошло переформатирование СБСЕ. Если раньше он, по сути, был форумом общения руководства государств-членов, то с этого момента стал превращаться в полноценную постоянно действующую организацию. В том же году в Стокгольме был введен новый пост – генеральный секретарь СБСЕ.
В 1993 году на встрече, которая прошла в Риме, были достигнуты договоренности о создании Постоянного комитета, куда страны-участники направляли своих делегатов для представительства.
Таким образом, СБСЕ все больше стал приобретать черты постоянно функционирующей организации. Чтобы привести название в соответствие с реальным форматом, в 1994 году в Будапеште было принято решение о том, что теперь СБСЕ будет называться не иначе, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это положение вступило в силу с начала 1995 года.
После этого значимые встречи делегатов ОБСЕ проходили в Лиссабоне (1996), Копенгагене (1997), Осло (1998), Стамбуле (1999), Вене (2000), Бухаресте (2001), Лиссабоне (2002), Маастрихте (2003), Софии (2004), Любляне (2005), Астане (2010). На данных форумах обсуждались вопросы региональной безопасности, терроризма, сепаратизма, проблемы прав человека.
Нужно отметить, что, начиная с 2003 года, Россия в ОБСЕ занимает позицию, зачастую отличающуюся от мнения большинства других стран-участников. По этой причине многие общие решения блокируются. Одно время даже ходили разговоры о возможном выходе РФ из организации.
Примечания
Руководство
Действующий председатель
Действующий председатель (англ. Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.
В 2010 году действующим председателем ОБСЕ был представитель Казахстана (впервые для республик бывшего СССР), в 2011 году — министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. В 2012 году председательство в ОБСЕ перешло к Ирландии, а в 2013 году перешло к Украине. На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим Президентом страны Дидье Буркхальтером. Федеральный министр иностранных дел Федеративной Республики Германия в 2016 году Франк-Вальтер Штайнмайер стал председателем организации. В 2017 году пост председателя занял Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц. Председательство в 2018 году перешло к Италии. Председателем ОБСЕ стал министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано, с 1 июня его сменил Энцо Моаверо-Миланези.
Генеральный секретарь
Генеральный секретарь — возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:
- Вильгельм Хёинк (1993—1996)
- Джанкарло Арагона (1996—1999)
- Ян Кубиш (1999—2005)
- Марк Перрен де Бришамбо (2005—2011)
- Ламберто Заньер (2011—2017)
- Томас Гремингер
Функции и задачи ОБСЕ
ОБСЕ создавалась в период Холодной войны для уменьшения напряженности между государствами коммунистического блока и Западом. Схожими задачами она занимается и сегодня. Главная функция – обеспечение безопасности в европейском регионе. ОБСЕ занимается предотвращением военных столкновений, ликвидацией их последствий, урегулированием международных кризисов. Направления деятельности ОБСЕ можно разделить на три большие группы:
- военно-политическую;
- экономическую;
- гуманитарную.
К «военной» группе относятся: миротворческие миссии, кибербезопасность, контроль вооружений, полицейские операции. ОБСЕ способствует реализации международных договоров. Например, в штаб-квартире организации проходят ежемесячные консультации по выполнению Договора об открытом небе.
Во вторую группу входят вопросы, связанные с экономической безопасностью государств-членов организации. Отдельно следует выделить усилия ОБСЕ на повышение транспортной и энергетической безопасности, управлению миграционными потоками. Ассамблея проводит целый ряд программ, направленных на защиту окружающей среды: утилизацию отходов, управление водными ресурсами и др.
Штаб-квартира ОБСЕ находится в Вене
Государства, вступившие в ОБСЕ, взяли на себя серьезные обязательства по соблюдению прав человека и его основных свобод. Контроль их выполнения – третье направление деятельности. ОБСЕ активно противодействует торговле людьми, способствует укреплению демократических институтов в разных странах, продвигает идеи гендерного равенства, поддерживает неправительственные организации и ратует за свободу прессы. Кроме того, наблюдатели ОБСЕ регулярно участвуют в проведении выборов.
Структура
Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, г. Фото Михаила Евстафьева
Логотип Казахстанского председательства в ОБСЕ — 2010 г.
Основными органами организации являются:
- Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
- Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
- Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
- Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
- Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
- Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
- Парламентская ассамблея ОБСЕ
- Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.
Боевое применение истребителя
Перехватчик МиГ-31 никогда еще не применял своих ракет против реальных, а не учебных целей. Тем не менее нельзя сказать, что боевого применения у него не было. К примеру, именно этот самолет положил конец явно чрезмерной активности американских разведчиков SR-71 возле восточных и северо-западных границ СССР.
Авиатехники обслуживают один из самолетов МиГ-31 на сирийском аэродроме Хмеймим
В начале 80-х «Черные дрозды» регулярно провоцировали советскую систему ПВО, вынуждая её использовать секретные боевые режимы работы. Перехватчики МиГ-31 буквально «оттеснили» американцев от границы. Советские самолеты летали группами по 8-10 машин, поочередно передавая друг другу сопровождение SR-71. Это давало американскому пилоту понять, что даже при самом кратковременном и случайном пересечении границы он будет немедленно уничтожен. В итоге разведывательные полеты прекратились, а сам «Черный дрозд» со временем был списан.
В 2016 году несколько истребителей МиГ-31БМ были направлены в Сирию. Основное предназначение этих перехватчиков – контроль воздушного пространства и координация усилий остальной авиации. В этом отношении МиГи смогли отчасти заменить самолеты А-50, эксплуатация которых обходится дороже.
Автор статьи:
Федоров Дмитрий
Основные цели и задачи
Почтовая марка СССР, 1985 год: 10 лет СБСЕ
Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
- «Первая корзина», или политико-военное измерение:
- контроль над распространением вооружений;
- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
- меры по построению доверительных отношений и безопасности;
- «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
- «Третья корзина», или человеческое измерение:
- защита прав человека;
- развитие демократических институтов;
- мониторинг выборов;
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.
Миссия ОБСЕ в Украине
21 марта 2014 года Постоянный Совет ОБСЕ принял решение
направить в
Украину Специальную
мониторинговую миссию, состоящую из гражданских невооруженных наблюдателей.
Миссия была размещена в связи с обращением правительства Украины в ОБСЕ и решением стран-участниц ОБСЕ.
Цели работы Миссии – это сбор информации, отчет о ситуации с безопасностью
и установление фактов,
в частности, о конкретных происшествиях
и событиях на местах.
Наблюдатели Миссии общаются с различными группами населения – с представителями власти на всех уровнях, гражданского общества, этнических и
религиозных групп и местных общин.
Миссия насчитывает в разные периоды от 500 до 1000 гражданских невооруженных
наблюдателей из более чем 40 стран-участниц ОБСЕ. Мандат
Миссии распространяется на всю территорию
Украины.
Главный офис Миссии находится в
Киеве. Команды наблюдателей работают в 10-ти крупнейших городах
Украины: Днепропетровске, Донецке,
Ивано-Франковске, Киеве,
Луганске, Львове,
Одессе, Харькове, Херсоне и Черновцах. В
Донецкой и Луганской областях работали порядка 350 наблюдателей.
История создания
Прежде всего выясним, при каких обстоятельствах была создана ОБСЕ.
Идея созыва собрания представителей государств, которое выработало бы общие принципы международной политики в регионе, впервые была озвучена в Бухаресте в 1966 году представителями европейских стран из социалистического лагеря, входивших в блок ОВД. Позже данная инициатива была поддержана Францией и некоторыми другими западными государствами. Но решающий вклад сделала позиция Финляндии. Именно эта страна предложила провести данные встречи в своей столице – Хельсинках.
Предварительный консультационный этап проходил с ноября 1972 года по июнь 1973-го. Совещание проводили делегаты 33 европейских стран, а также Канады и США. На данном этапе проходила выработка общих рекомендаций по дальнейшему сотрудничеству, составлялся регламент и повестка дня переговоров.
Непосредственно первая встреча состоялась в начале июля 1973 года. Именно с этой даты принято вести отсчет деятельности ОБСЕ. На данном этапе в обсуждении принимали участие министры иностранных дел всех европейских стран, кроме Албании, и двух Североамериканских государств. Были найдены точки соприкосновения по основным вопросам, что отразилось в «Заключительных рекомендациях».
На втором этапе, который проходил в Женеве с сентября 1973 года по июль 1975-го, представители договаривающихся стран уточняли наиболее важные моменты общего сотрудничества, чтобы они максимально отвечали интересам всех участников, а также согласовывали все спорные вопросы.
Непосредственное подписание итогового акта происходило в конце июля — начале августа 1975 года в Хельсинках. В нем приняли участие высшие руководители всех 35 договаривающихся стран. Итоговая договоренность имела официальное название «Заключительный акт СБСЕ», а неофициально её принято было именовать Хельсинкскими соглашениями.
Структура ОБСЕ
ОБСЕ создала действенный комплекс институтов, играющих активную роль
в каждодневных усилиях по снижению напряженности и созданию
атмосферы доверия между
государствами-участниками. Базирующийся в Вене Секретариат, «тихая дипломатия» Верховного комиссара по делам национальных меньшинств
(ВКНМ), а также многогранная деятельность Бюро по демократическим институтам и правам
человека (БДИПЧ) и Представителя по вопросам свободы средств массовой информации (ПССМ) предоставляют в распоряжение ОБСЕ механизмы для оказания содействия государствам-участникам. Саммит (Встреча на высшем уровне) —
периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
Совет
министров иностранных дел
— ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных
дел государств-участниц ОБСЕ.
Постоянный
совет под
руководством действующего председателя, занимающего этот пост в течение года.
Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения
(еженедельно собирается в Вене).
Форум по
сотрудничеству в области безопасности
— регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно
собирается в Вене).
Верховный
комиссар по делам национальных меньшинств
– занимается ранним предупреждением конфликтов и срочными действиями по
предотвращению перерастания межэтнической напряжённости в конфликт. Комиссар
назначается на трёхлетний период, который может быть продлён не более чем на
один трёхлетний срок.
Бюро по
демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) — занимается обеспечением уважения
прав и основных свобод человека, укреплением и защитой демократических
институтов.
Парламентская
ассамблея ОБСЕ — межпарламентская
организация, объединяющая парламенты 57 государств Европы, Азии и Северной
Америки.
Представитель
по вопросам свободы СМИ
— наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56
государствах-участниках ОБСЕ.
Государства-участники
Участники ОБСЕ
Государство | Государство |
---|---|
Австрия | Мальта |
Азербайджан | Молдавия |
Албания | Монако |
Андорра | Монголия |
Армения | Нидерланды |
Белоруссия | Норвегия |
Бельгия | Польша |
Болгария | Португалия |
Босния и Герцеговина | Россия |
Ватикан | Румыния |
Великобритания | Сан-Марино |
Венгрия | Сербия |
Германия | Словакия |
Греция | Словения |
Грузия | США |
Дания | Таджикистан |
Ирландия | Туркмения |
Исландия | Турция |
Испания | Узбекистан |
Италия | Украина |
Казахстан | Финляндия |
Канада | Франция |
Кипр | Хорватия |
Киргизия | Черногория |
Латвия | Чехия |
Литва | Швейцария |
Лихтенштейн | Швеция |
Люксембург | Эстония |
Северная Македония |
Партнёры по сотрудничеству
Средиземноморские | Год | Азиатские | Год |
---|---|---|---|
Алжир | Афганистан | 2003 | |
Египет | 1995 | ||
Израиль | Южная Корея | 1994 | |
Иордания | Таиланд | 2000 | |
Марокко | Япония | 1992 | |
Тунис | Австралия | 2009 |
От СБСЕ к ОБСЕ
В начале 1970-х глобальное противостояние СССР и США достигло пика. Его основным театром стала Европа, разделенная железным занавесом и Берлинской стеной. В разгар холодной войны страны мира захотели найти способ договориться, чтобы избежать военного конфликта.
https://img.anews.com/media/gallery/121699892/69784537.jpg
В 1973 году государства Европы, США, Канада и СССР созвали в Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). После двух лет переговоров представители 35 государств подписали Заключительный акт СБСЕ (Хельсинкские соглашения).
https://img.anews.com/media/gallery/121699892/504135188.jpg
В них закреплялись политические итоги Второй мировой войны, излагались принципы нерушимости границ в Европе, территориальной целостности европейских государств, невмешательства в их внутренние дела. Кроме того, страны обязались защищать права и свободы человека. Именно поэтому в СССР в 1976 году была создана Московская Хельсинкская группа — старейшая правозащитная организация России.
Деятельность СБСЕ активизировалась на рубеже 1980-х — 1990-х, когда пали коммунистические режимы Восточной Европы и распался СССР. Эти события нарушали принципы Хельсинкского соглашения о нерушимости границ и невмешательстве во внутренние дела.
https://img.anews.com/media/gallery/121699892/30018758.jpg
В 1994 году СБСЕ было переименовано в ОБСЕ. Организация активно занималась миротворческим и посредническим процессом в Югославии и на пространстве бывшего СССР, в частности в Карабахе и Приднестровье. В наши дни миротворцы ОБСЕ участвуют в посредничестве при разрешении конфликта на Донбассе.
Структура и институты
Высшими управляющими органами ОБСЕ является периодически созываемый саммит глав государств-членов, а также совет министров иностранных дел, который собирается один раз в год. На них обсуждаются глобальные вопросы, определяется стратегия организации и список ее приоритетов.
Каждую неделю в Вене собирается Постоянный совет, который принимает решения по текущим вопросам и проводит необходимые консультации. По сути, он является высшим исполнительным органом. Работой ОБСЕ управляет Председатель этого совета, избираемый на один год. Он координирует работу различных структур организации и представляет ее на мероприятиях и встречах. Действующему председателю в работе помогают бывший и будущий глава ОБСЕ, а также ее Секретарь.
Генеральный секретариат координирует деятельность организации и оказывает оперативную помощь «полевым» миссиям ОБСЕ. Кроме того, он отвечает за кадровые, административные и финансовые вопросы.
Парламентская ассамблея ОБСЕ
Трижды в год собирается Парламентская ассамблея ОБСЕ, на которую съезжаются депутаты парламентов стран-членов организации. Они заслушивают отчеты о результатах работы, проводят переговоры, обсуждают актуальные вопросы и дают рекомендации. В ПА ОБСЕ есть несколько комитетов, один из которых избирает Генерального секретаря.
В составе ОБСЕ есть особые структуры, занимающиеся решением специальных вопросов. Так, например, Верховный комиссар, который занимается урегулированием межэтнических конфликтов. Бюро по демократическим институтам и правам человека расположено в Польше. В его компетенции поддержка неправительственных организаций, работа с отделениями организации, образовательные и просветительские программы. Представитель по вопросам свободы СМИ следит за соблюдением прав журналистов и свободой прессы. Для разрешения конфликтных ситуаций страны-участницы ОБСЕ могут обратиться в Суд по примирению и арбитражу, который действует на основании международных конвенций.
Цели
Основными целями, которые перед собой ставят страны ОБСЕ, является достижение мира и стабильности в Европе. Для выполнения данной задачи организация активно участвует в урегулировании конфликтов между державами и внутри государств-участников, контролирует распространение оружия, проводит дипломатические мероприятия профилактического характера для предотвращения возможных конфликтов.
Организация следит за экономической ситуацией и экологией в регионе, а также за соблюдением прав человека в странах Европы. Деятельность ОБСЕ направлена на проведение мониторингов выборов в странах-участниках путем отправки на них своих наблюдателей. Организация поощряет развитие демократических институтов.
Сводный бюджет
Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций.
Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.
Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро.
Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.
Как появилась ОБСЕ
Идеи создания организации, которая бы занималась вопросами безопасности в Европе, обсуждались еще в 50-е годы прошлого века. Однако регулярные обострения международной обстановки всякий раз мешали реализации этих планов. С мертвой точки вопрос сдвинулся только в начале 70-х годов – в период так называемой разрядки. Тогда было создано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Оно имело формат международного форума, и именно на нем была выдвинуто предложение о создании новой системы безопасности на континенте. Инициатором был СССР.
Переговоры по данному вопросу начались в ноябре 1972 года в Финляндии. Как водится, каждая из сторон преследовала собственные интересы. Советское руководство стремилось упрочить контроль над государствами Восточной Европы, Запад хотел уменьшить напряженность в важнейшем европейском регионе, а президент Финляндии – повысить политический статус собственной страны.
В 1975 году главами США, Канады и 33 европейских государств был подписан так называемый Хельсинский Заключительный акт, который содержал ряд правовых, экономических и политических обязательств. Этот документ заложил основы системы безопасности европейского континента. Подписывая его, лидеры государств впервые признавали, что обращение с собственными гражданами уже не является исключительно внутриполитическим делом.
Отношения России и ОБСЕ трудно назвать простыми. Лавров даже угрожал выходом из этой организации
Развитие достигнутых договоренностей происходило на последующих саммитах: в Белграде (1977), Стокгольме (1984), Вене (1986).
До 1990 года СБСЕ функционировала в режиме периодических совещаний, на которых система Хельсинских соглашений дорабатывалась. Однако уже в середине 80-х годов стало понятно, что этого недостаточно – начиналась новая эпоха, требовавшая других подходов. Необходим был орган, работающий на постоянной основе.
Россия и ОБСЕ
Отношения России и ОБСЕ менялись с течением времени. В 1990-х годах Москва активно участвовала в деятельности организации, призывая к миру. В 1990 году СБСЕ приняло Парижскую хартию для новой Европы, в которой содержался изложенный М. С. Горбачевым курс на установлении атмосферы доверия и взаимопонимания с западными странами.
https://img.anews.com/media/gallery/121699892/746338752.jpg
В 2000-е и 2010-е Россия все больше критиковала ОБСЕ за двойные стандарты, так как организация все чаще выявляла нарушения прав человека в РФ, фальсификации на выборах, ущемление демократических свобод. В середине 2000-х в ОБСЕ наметился конфликт между западными странами и государствами бывшего СССР во главе с Россией. Дошло до того, что Москва пригрозила покинуть организацию.
Этого так и не случилось, но натянутые отношения между ОБСЕ и властями РФ сохраняются до сих пор. Чаще всего российское руководство критикует Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, штаб-квартира которого находится в Варшаве, а также представитель по вопросам свободы СМИ.
Новейшая история ОБСЕ
В конце 1996 года состоялся Лиссабонский саммит, на котором были приняты две декларации в области региональной безопасности. Россия выдвинула инициативу о сдержанности относительно военных усилий и количества вооружений. На этой встрече была предпринята попытка решения Карабахского конфликта – противоборствующие стороны взяли определенные обязательства. Однако решить эту проблему так и не удалось – она лишь перешла в замороженную стадию. Не слишком успешно действовало ОБСЕ и в отношении Югославии.
В 1998 году утвердили положение о полицейских силах ОБСЕ, на саммите в Осло, прошедшем в том же году большое внимание уделялось конфликту в Косово и в бывших советских республиках. В 1999 году на Стамбульской встрече подписали Хартию европейской безопасности, а Россия пообещала вывести войска из Приднестровья и Грузии
Миссия ОБСЕ более пяти лет работает на Донбассе. Ее эффективность оставляет желать лучшего
Нулевые ознаменовали новый этап отношений ОБСЕ и России. Организация стала все чаще критиковать действия Москвы на постсоветском пространстве, а российские власти обвинять ОБСЕ в двойных стандартах. Лавров даже угрожал выйти из организации, если она и дальше будет уделять правам человека излишне много внимания. В 2007 и 2008 году миссии ОБСЕ не участвовали в мониторинге российских выборов. Несмотря на многочисленные обещания, войска из Молдовы и Грузии так и не были выведены. Более того, в 2008 году вспыхнула новая российско-грузинская война, а в 2014 – началась «крымская весна».
В 2014 году для разрешения конфликта на украинском Донбассе была создана специальная миссия, состоящая из невооруженных гражданских лиц. Она регулярно фиксирует нарушения обеими сторонами конфликта, но как-то повлиять на ситуацию не в ее силах. Наблюдателей не пускают на многие территории, недоступна для них и российско-украинская граница.
Сводный бюджет
Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций.
Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.
Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро.
Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.
Основные цели и задачи
Почтовая марка СССР, 1985 год: 10 лет СБСЕ
Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
- «Первая корзина», или политико-военное измерение:
- контроль над распространением вооружений;
- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
- меры по построению доверительных отношений и безопасности;
- «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
- «Третья корзина», или человеческое измерение:
- защита прав человека;
- развитие демократических институтов;
- мониторинг выборов;
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.