Развитие пехоты в греции классического периода

Метатели

Пельтастами называли легких пехотинцев, вооруженных дротиками. Их набирали из числа призванных на службу беднейших горожан, у которых не было возможности приобрести оружие и доспехи гоплита. Бывало, что некоторым из них приобреталось такое обмундирование за городской счет.

Пельтасты метали свое оружие на расстояние около 15 м. Им не требовался большой запас дротиков, так как они успевали воспользоваться только несколькими за то короткое время, пока враг не приближался вплотную. Надо сказать, что дротик как оружие был намного опаснее, чем стрела, так как, попадая в щит противника, застревал в нем, мешая проделывать какие-либо защитные манипуляции.

Пистолет Форт-9

Косметика и парфюмерия

Косметика, найденная в гробнице, 5 в. до н. э.

«Косметика» в представлении древних греков была настоящей наукой, отраслью медицины и преследовала цель сохранения естественной красоты человека.

Забота о красоте начиналась, разумеется, с личной гигиены. Если в суровом быту спартанцев уход за телом ограничивался купанием в реке, то в других древнегреческих полисах купание сочетали с посещением бани (особенно после работы или гимнастических упражнений). В Афинах частные и государственные публичные бани и купальни появились в V—IV вв.до н. э. В них имелись мужские и женские отделения, где можно было принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты. Специальные банные служители за особую плату не только мыли клиентов, но и делали им массаж, умащали их тела ароматическими эссенциями с запахами ириса и майорана. Распространено было также купание под струящейся водой (обливание, душ).

Фреска с изображением Сапфо

Во время пиров в знак гостеприимства приглашённым омывали ноги и дарили венки из цветов, притирания на основе розы, левкоевое масло. Определённым образом подобранные букеты ставили в вазы, чтобы их благоухание помогало избежать опьянения.

Производство духов в Афинах было поставлено на широкую ногу. Для их изготовления использовали как местное сырьё (розы, нарциссы, шафран, дубовый мох и др.), так и привозное — кардамон, корицу, мускатный орех, алоэ. Из Африки и Юго-Восточной Азии ввозили нард, пальморозу и имбирь, из Китая — камфору, из Индии — перец и сандаловое дерево. Начиная с IV в.до н. э., вошли в употребление ароматические вещества животного происхождения (бобровая струя, мускус, цибетин, амбра), ранее считавшиеся «нечистыми».

Как повсеместно в жарких странах, кожу натирали ароматическими маслами. Мужчины держали их в круглых сосудиках — арибаллах, а женщины — в изящных керамических флакончиках — лекифах самых разных форм и видов. Особенно много масла употребляли атлеты во время соревнований: слой душистого масла не только смягчал кожу, но и затруднял сопернику захват во время борьбы (правда, потом его приходилось счищать специальным скребком — стригилем). Смыть масло без мыла было нелегко, и оно впитывалось в ткань одежды, придавая ей слабый блеск, что считалось очень красивым (Гомер, Илиада).

От косметики древние греки отличали коммотику — искусство нанесения ярких красок на лицо (то, что в наши дни принято называть макияжем). Считалось, что коммотика дарует иллюзорную, фальшивую красоту в ущерб красоте подлинной. В Спарте употребление красок для лица и тела было запрещено законом. Афинянки, напротив, очень увлекались макияжем — покрывали лица толстым слоем цинковых или гипсовых белил, румянили щёки киноварью или растительными красками. Глаза подводили смесью масла и сажи, брови и ресницы чернили сурьмой, а для придания им блеска смазывали яичным белком и камедью. Существовали также особые средства для борьбы с морщинами, сединой и т. п.

пентеконтор

В архаичный период с XII по VIII век до нашей эры наиболее распространенным типом кораблей древних греков были пентеконторы.

Пентеконтор представлял собой 30 метровое одноярусное гребное судно, приводимое в движение двадцатью пятью весельными с каждой стороны. Ширина составляла около 4 м, максимальная скорость хода 9,5 узлов.

Пентеконторы были в основном беспалубными открытыми судами. Однако иногда этот корабль древних греков оснащался палубой. Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля.
На палубе можно было перевозить припасы, лошадей, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников, способных противостоять неприятельским судам.

Для боевого корабля древних греков, участвовавшего в морских сражениях с использованием тарана, в качестве главного противокорабельного оружия, важными показателями оставались: маневренность — возможность стремительного ухода от ответного удара, скорость хода — способствующая развитию силы удара, и броня — защищавшая от аналогичных неприятельских ударов.

Сохранение этих характеристик сводило на нет расчеты средиземноморских кораблестроителей XII века до нашей эры, тем самым вынудило древних греков искать более рациональные идеи. И изящное решение было найдено.

Если корабль нельзя удлинить, значит, его можно сделать выше, и разместить еще один ярус с гребцами. Благодаря этому количество весельных удалось удвоить, существенно не увеличивая длину древнегреческого корабля. Так появилась бирема.

Копис, ксифос и махайра .

Особенностью коротких, удобных в тесном строю мечей греческих воинов было то, что они не имели заостренного конца и удары были только рубящие. Колющие удары наносились копьём. Удары оружия врага парировались щитом и лишь в редких случаях мечом: оружие было слишком коротко и плохо закалено, а руки, как правило, не защищены. Тактика спартанцев была очень простой. Поэтому в бою решающую роль играла физическая сила, мужество и храбрость воинов.

С VI в. до н. э. у гоплитов встречаются кописы — изогнутые мечи с длиной клинка от 50 до 70 см. Достаточно распространён у греков в те времена был меч называемый «ксифос». Это прямой короткий (около 60 см.) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием с клинком листообразной формы. Воины умели им и рубить и колоть. Считается, что ксифос происходит от бронзовых мечей позднемикенского периода.

Бронзовые мечи этого периода имели тонкий обоюдоострый клинок, длиной около 80 см, но примерно в IX веке до нашей эры для изготовления мечей стали использовать железо, клинок стали делать шире и короче. Рукоять изготовлялась из бронзы. Ножны деревянные с накладками из меди. Как правило, ксифос использовался, когда у гоплита ломалось копье. Был распространён в основном у греков и спартанцев. Настоящие спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче, как кинжалы. В летописях отмечается, что у спартанцев мечи были настолько короткие, что стали у греков предметом для насмешек. Ксифос использовался в основном гоплитами, намного реже — македонскими фалангитами.

Позже меч ксифос распространился среди различных племен варваров на Апеннинах. Также существовал меч, который назывался «махайра». Махайра — меч изогнутой формы, заточен с внутренней стороны. Изначально махайра — меч фракийцев, возникший примерно в VII в. до н.э. и вскоре перекочевавший на юг, в Грецию, где утвердился весьма прочно в качестве одного из предпочитаемых образцов оружия, а уже от греков этот тип меча перешел к финикийцам и кельтиберам.

В отличие от греков, римские воины с успехом пользовались не только рубящим ударом, но и уколом. Они были более грамотными стратегами и понимали, что преимущество укола перед ударом несомненно очевидное. Как минимум не нужно открывать вооруженную руку и правый бок, подставляясь под удар.

Колющим ударом было намного легче пробить «мягкие» доспехи и даже кольчугу. Подобная тактика не могла не сказаться на оружии: короткий меч исчез, уступив длинному мечу германцев, а потом превратился в шпагу. На сегодняшний день полюбоваться изящноизогнутыми кописами, махайрами и фалькатами можно в любом достаточно уважаемом музее мировой истории.

Настоящие древнегреческие ксифосы встречаются реже. Страсть к оружию была неистребима в мужских сердцах жителей Спарты, поэтому оружие всегда уважали и хорошо к нему относились.

При написании материала были использованы различные исторические очерки и литературные произведения, предназначенные для открытого чтения. Копирование и другое использование данного материала без указания источника запрещается. Имейте совесть.

< Предыдущая   Следующая >

Следующие статьи:

  • 13/01/2013 07:47 — Путь самурая. Интуиция – главное оружие самурая. С…
  • 12/01/2013 20:52 — Бой самураев
  • 12/01/2013 19:18 —
  • 12/01/2013 18:17 — Сеппуку — ритуальное самоубивство. Дзюнси
  • 03/01/2013 18:49 — Кинжал СС — холодное оружия фашистской Германии. К…

Предыдущие статьи:

  • 18/11/2012 21:17 — Fallkniven F1 – лучший нож охотника и коллекционер…
  • 30/05/2012 05:04 — бусидо кодекс чести бусидо путь самурая
  • 11/05/2012 04:42 — боевой нож особенности боевого ножа боевые ножи со…
  • 04/01/2012 15:46 — Дамасская сталь ножи. Дамасские ножи
  • 24/02/2011 11:41 — Невероятные факты и легенды, мифы и обычаи самурай…

Следующая страница >>

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Беотийский тип (Boeotian)

Кавалерист в беотийском шлеме. Сидонский саркофаг. (II в. до н. э.)

Беотийский шлем — кавалерийский шлем открытого типа, прославленный в эпоху Александра Македонского.

Появился вероятно в Беотии в V в. до н. э., потом его переняли в Фессалии. По форме напоминает древнегреческую крестьянскую шляпу с широкими полями для защиты от солнца.
Древнегреческий автор Ксенофонт рекомендовал такой шлем для всадников наряду с изогнутым мечом типа кописа. Его взяли на вооружение македонские гетайры, и носили правители эллинистических государств Азии в III в. до н. э.

Имеет широкие поля, которые предохраняют от удара мечом сверху и прикрывают шею. Комфортен для длительного ношения в жарком климате, не ограничивает обзора.

[править] Награды

  • Рим Армилла — armillae — серебряные или золотые запястья, надевавшиеся на верхнюю часть руки
  • Торква — наградная цепь у римлян
  • Фалеры — большие и маленькие диски круглой или овальной формы, размером в диаметре от 4 до 7 сантиметров
  • Гаста — пура — hasta pura — для офицеров — почётное копьё без острия
  • Корона ауреа — corona aurea / triumphalis, Золотой венок, получали лишь триумфаторы.
  • Корона обцидионалис — corona obcidionalis за снятие осады с города или крепости. (Плиний Старший )
  • Корона цивика — corona civica за спасение товарища
  • Корона навалис — corona navalis / rostrata / classica, за морские подвиги
  • Корона муралис — corona muralis — за храбрость при штурме крепостных стен (первому ворвавшемуся)
  • Корона кастренсис — corona castrensis (vollaris) — первому ворвавшемуся в неприятельский лагерь или взбежавшему на вал вражеского укрепления

Несколько партий с действительно оригинальными названиями

«Греческий огонь»

Если ты думаешь, что огнемёты придумали в Первой или Второй мировой войнах, то ты ошибаешься. После падения Западной Римской империи в 476 году Восточная Римская империя, которая у нас больше известна как Византия, взяла на себя роль главного государства на планете. Туда стекались лучшие умы своего времени, в том числе и военные инженеры.

И примерно в те времена византийцы придумали что-то вроде напалма, назвав это «Греческий огонь». Что-то подобное использовалось ещё в I веке до нашей эры воинами Понтийского царства против Римской империи, но тот самый «напалм» довели до ума намного позже, примерно в XVII веке нашей эры.

Византийцы поставили на свои корабли специальные огнемёты, через которые и подавался «Греческий огонь», и применяли это супероружие вплоть до падения Константинополя. В исторических документах описывается, что смесь имела желеобразную структуру, мгновенно воспламенялась и горела даже на воде. Силу «Греческого огня» прочувствовали на себе и наши предки, которые в VIII–IX веке регулярно совершали набеги на территорию Византии.

«Греческий огонь» был настолько мощным оружием, что его состав тщательно скрывался, являясь государственной тайной. После падения Византии секрет был утерян.

Традиции

Обычно спартанцы выступали в поход в полнолуние, а перед этим их правитель всегда приносил жертву, чтобы им сопутствовала удача. Перед армией всегда несли огонь, взятый из Спарты, который был необходим для разжигания костров теперь уже для походных жертвоприношений. Кроме того, с собой в брали и изображение с обнявшимися Диоскурами. Они олицетворяли братский союз товарищей по оружию и были идеалами для спартанских воинов.

Греческий армейский лагерь почти всегда имел форму круга и хорошо охранялся илотами. Надо сказать, что во время походов спартанцы одевались очень нарядно. Вместо обычного плаща из грубой ткани они носили пурпурные одежды, а вместо парки – до блеска начищенное оружие. Вступая в бой, солдаты надевали венки, будто собираясь на какой-то праздник.

Женская одежда

«Гречанка». Картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1869

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым.

Нижней одеждой, как и у мужчин, служил полотняный или шерстяной хитон. Известны были два вида хитонов — дорийский и ионийский. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра. Его складывали пополам в долевом направлении и отгибали верхний край на 50-70 сантиметров. Получившийся отворот — диплодион — напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.
Иногда хитон имел над талией напуск — колпос. Он получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали поясом и спускали над ним. Часто у хитона были одновременно и колпос, и диплодион.

В дорийский хитон одевались главным образом спартанские женщины (из-за приверженности к полностью раскрытым на боках хитонам спартанок даже называли «файномерис» — «показывающими бёдра»). Афинянки же отдавали предпочтение более широкому и длинному ионийскому хитону, состоявшему из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали (носить хитоны без пояса позволялось лишь танцовщицам).
Хитоны часто украшались вышитым или расписным орнаментом. Орнамент располагали в виде каймы по нижнему краю хитона и диплодиона, а иногда покрывали им всю ткань.

Верхней женской одеждой был пеплос. По форме и способу драпировки он походил на хитон, но был длиннее и гораздо шире — для его изготовления брали отрез ткани до 3-4 метров длиной.
Пеплос предназначался главным образом для торжественных случаев. В обыденной жизни женщины, выходя на улицу, заворачивались в прямоугольный плащ, который напоминал мужской гиматий, но был меньше по размеру и наряднее отделан. Носили также хлайну — небольшой плащ из тонкой ткани, собранный в пышные складки. Его отгибали на 1/3, пропускали под левой рукой и завязывали или застёгивали на правом плече. Если было очень холодно, на плечи набрасывали сложенный вдвое шерстяной платок — диплакс.

Аксессуары

Танагрская статуэтка, изображающая женщину со шляпкой-зонтиком на голове и веером

Уже в древности грекам были известны перчатки — о них упоминается в «Одиссее» (VIII в.до н.э.). Они делались из кожи или грубой ткани и служили для защиты рук при тяжёлых и грязных работах (в свинарнике, на винограднике и пр.). Имеются сведения о том, что перчатки надевали и во время еды, поскольку вилок ещё не было, и твёрдую пищу ели руками.

В жаркие дни женщины обмахивались листовидными опахалами на деревянных или костяных ручках. С IV в.до н.э., после походов Александра Македонского, когда в Грецию впервые были завезены павлины, вошли в моду и очень ценились веера из их перьев.
С этого же времени вошли в употребление зонты. Существовали специальные устройства для раскрывания зонта и поддержания его раскрытым, но употреблялись и простые жёсткие зонты с деревянной палкой вместо ручки. Рукоятку часто делали удлинённой и изогнутой, чтобы идущая сзади рабыня могла нести зонт, защищая свою госпожу от палящего солнца. Зонты считались вещью чисто женского обихода; если юноша, следуя моде, выходил с зонтом, это воспринималось как неприличная изнеженность.

Пистолет Браунинг 1903

2 МЕСТО: Все возрасты покорны

ТИП ВООРУЖЕНИЯ: Сапфа

ВЕРОЯТНЫЙ
ПРОТИВНИК:
Купидон

ИСТОЧНИК
РАЗВЕДДАННЫХ:
Греко-римская
мифология

ДАННЫЕ О ЖЕРТВАХ: Имя им легион

АНАЛОГИ: Лук Камы

ДОСЬЕ: У многих вызывают трепет рассказы об ужасных
мечах и копьях, не знающих промаха, но мало кто задумывается, что на деле самое опасное оружие — психотропное. Как ни печально, у противника есть и такое,
причём масштабы поражения просто катастрофические.
Только по официальным данным свыше миллиона жителей РФ ежегодно становятся жертвами вражеского агента
Эроса (позывной — Купидон). Каждый заключённый брак
добавляет ещё два имени в скорбный список наших потерь.

Что-то купидоны
измельчали… Но на качество
стрел это может и не влиять

Итак, оружие именуется Сапфой и представляет
собой обычный лук. Вероятнее всего, Купидон получил
его от своей начальницы, Афродиты. Эффект от золотых
стрел с голубиными перьями известен всем: они вызывают у жертвы любовь, граничащую с помешательством.
Естественно, после этого о трезвой оценке боевой ситуации можно забыть.

Куда меньше людей знает о втором типе стрел. Сделаны
они из свинца, а оперение у них совиное. На первый взгляд,
вреда от них нет: они вызывают безразличие, то есть не делают, можно сказать, ничего. Однако враг коварен — и использует сочетания стрел в хитроумных диверсиях. Простой пример: Купидон выпустил золотую стрелу в сердце Аполлона,
а свинцовой поразил нимфу Дафну. Итог? Несчастный возлюбленный был полностью деморализован и довёл Дафну
до нервного срыва. Нимфе пришлось срочно превращаться
в лавровое дерево. Вот такая «безвредная» стрела.

Ну и напоследок — самая тревожная новость: индийский бог Кама, ответственный за появление той самой
книжки (ну, вы всё поняли), тоже был замечен с похожим
луком. В сочетании с ваджрой и чакрой это делает Индию
угрозой номер один в мире.

Лондонский
стрелок.
Главное —
не моргать!

ПОЧЕМУ 2 МЕСТО: Гром может поразить не каждого, а вот
лук Купидона бьёт без промаха. Почти все люди рано или
поздно становятся его жертвами, а защитных мер до сих
пор толком не придумали. Что может быть страшнее?

метод судостроения mortise & tenon

В период античности ключевую роль в технологии судостроения shell-first стал играть метод mortise & tenon, который пришел на смену технологии «шитья».

на фотографии — реставрированная часть корпуса торгового судна найденного в 80-х годах XX века в итальянском городе Комачо. Здесь наглядно показан метод стыковки поясьев наружной обшивки корабля. На торце верхнего пояса видны пазы, чуть ниже отверстия для нагелей

Суть метода заключался в том, что на торцах досок поясьев, с шагом 20-50 см, как и раньше, выполнялись пазы (mortise), в которые затем, при стыковке вкладывались пластины из более твердых пород деревьев. Однако те, в свою очередь, не сшивались, как раньше, а гужонились штифтами (tenon) в верхнем и нижнем поясах. Такая пронагелеванная обшивка была жестко связанной, и в тоже время достаточно гибкой. А главное, теперь конструкция не боялась продольных смещений, которые неизбежно приводили к разрыву сшитых узлов. Да и сами эти смещения уменьшились, ведь мягкие канаты были заменены на штифты из твердой древесины. Это обеспечивало поперечную и продольную жесткость, вполне достаточную, чтобы располагать шпангоуты реже, делать их тоньше и, самое главное, составными, используя для этого весь подручный материал. Таким образом, шпангоуты играли роль ребер обеспечивающих лишь местную жесткость. Общая продольная и поперечная прочность судна создавалась самой скорлупой-обшивкой.

На крупных судах дополнительно устанавливались бимсы и палубный настил. Трудно сказать, когда появилась подобная технология судостроения. Однако она широко применялась финикийскими мореплавателями. В то время металлический крепеж применялся крайне редко и в отношении крепления обшивки к шпангоутам, сохранялся прежний метод сшивки.

а) крепление обшивки к шпангоутам с помощью сшивки;

б) крепление поясьев обшивки между собой методом mortise & tenon;

В классический период строительство различных типов кораблей, включая знаменитые триеры, было поставлено на конвейер и отточено до совершенства даже в мельчайших деталях. Сложная и дорогостоящая технология кораблестроения, которую изначально могли себе позволить только богатые державы, являлась таковой лишь при строительстве первого судна. Много средств и времени уходило на создание технологической оснастки, на стандартизацию и унификацию деталей, а также на обучение и содержание высококвалифицированных специалистов. Зато затем проведенная подготовка, которая сегодня называется в судостроении «нулевым этапом», оправдывала себя полностью и позволяла в короткие сроки строить целые флотилии.

Подытожив можно сказать, что в основном в античный период корабли строились по технологии судостроения shell first — сначала корпус. Причем базировался этот способ на принципе крепления поясьев обшивки вгладь, методом mortise & tenon, т. е. укладкой соседних планок из более твердой древесины, которые в свою очередь фиксировались штифтами в верхней и нижней части. Такая техника эмпирически развивалась из различных методов сшивки корпуса, и применялась в юго-восточном Средиземноморье, как минимум с начала третьего тысячелетия до нашей эры. Во втором тысячелетии эта технология кораблестроения легла в основу строительства могущественных флотов народов эгейской культуры. В начале первого тысячелетия подобная практика уже широко использовалась финикийцами, а в классический период приобрела окончательный вид при строительстве греческих триер.

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector