Стратегический бомбардировщик пак-да, основные характеристики

ПАК ДА

Разработка нового стратегического бомбардировщика началась в 2009 году. Перед конструкторами стоит задача осуществить первый полет самолета уже в 2020 году.

Планируется, что к концу следующего десятилетия ПАК ДА полностью заменит Ту-95 и Ту-160 и станет основной машиной российской стратегической авиации.

В 2012 году КБ имени Туполева объявило, что по проекту ПАК ДА начинаются опытно-конструкторские работы. Согласно обнародованной информации, новый бомбардировщик будет выполнен по схеме «летающее крыло», как и американские самолеты B-2 Spirit и В-21.

Большой размах крыльев не позволит новому бомбардировщику преодолеть скорость звука, зато обеспечит значительную дальность полета и хорошие взлетно-посадочные характеристики. В конструкции самолета планируют активно использовать композитные и радиопоглощающие материалы, что позволит снизить ЭПР и значительно уменьшить вес будущего «стратега». ПАК ДА будет первым отечественным бомбардировщиком, изготовленным с использованием технологий «стелс».

Кроме того, подобная схема обеспечивает неплохое сочетание летных характеристик и достаточного внутреннего объема. Что в свою очередь, позволит брать на борт больше топлива и увеличит дальность полета бомбардировщика.

Предположительно, взлетная масса бомбардировщика превысит 100 тонн (есть информация о массе в 112 т и даже 200 т). Было заявлено, что боевая нагрузка будущего бомбардировщика как минимум не будет уступать Ту-160, это значит, что он сможет брать на борт более тридцати тонн ракет и бомб. Военные требуют дальность полета новой машины на уровне 12 тыс. км.

В середине 2014 года было объявлено, что конкурс на создание двигателей для нового самолета выиграла компания «Кузнецов» (г. Самара), предположительно силовая установка называется НК-65.

Предполагается, что опытные образцы нового бомбардировщика будут изготавливать на казанском заводе «КАПО им. Горбунова», там же планируют разместить и серийное производство машины. Также известно, что разработку РЛС для нового стратегического бомбардировщика в настоящее время ведет НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова.

Пока не совсем понятно, сколько именно новых стратегических бомбардировщиков планируют строить, хотя, вероятно, их количество будет зависеть от экономической ситуации в стране: подобные машины стоят очень дорого. Скорее всего, более точные данные о количестве мы сможем получить ближе к 2020 году. Однако, если эта машина строится на замену бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, то серийная партия должна состоять из нескольких десятков самолетов.

Информации по проекту ПАК ДА в настоящее время очень мало. Представители руководства российских ВВС сообщают о ПАК ДА только общие сведения — да и то весьма скупо.

Если верить заявлениям российских военных чиновников, то ПАК ДА будет вооружен всеми видами авиационного вооружения как существующего ныне, так и перспективного, в том числе и ракетами с гиперзвуковой скоростью.

Кроме того, решение о модернизации и дальнейшем производстве бомбардировщиков Ту-160 также может повлиять на реализацию программы ПАК ДА и сроки ее выполнения. В настоящее время российская стратегическая авиация превосходит американскую. В первую очередь за счет крылатых ракет, которыми вооружены российские бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Американские бомбардировщики В-2 могут наносить удары только свободнопадающими бомбами, что значительно уменьшает их боевую эффективность в случае глобального конфликта.

Российские КР Х-101/102 по дальности в два раза превосходят американские аналоги, что ставит отечественные стратегические самолеты в заведомо выигрышное положение.

Будущее новых проектов (В-21 в США и ПАК ДА в России) пока что туманно, оба самолета находятся на начальном этапе создания и пока не ясно, будут ли они реализованы в полной мере.

https://youtube.com/watch?v=WNqlRfG6LLY

Автор статьи:
Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Развитие проекта

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий».

По словам заместителя министра обороны Поповкина, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён к 2015 году.

В августе 2012 года было объявлено, что предварительный проект ПАК ДА уже завершён и утверждён, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта был утверждён в марте 2013 года.

При рассмотрении предэскизного проекта среди концепций, разработанных коллективами ЦАГИ и «Туполева», предпочтение было отдано разработке КБ «Туполева». Самолёт выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров.

В апреле 2014 года стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов и развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

14 февраля 2019 года разработчики и заказчики утвердили окончательный эскиз ПАК ДА. Согласованы необходимые характеристики самолёта, который придет на смену стоящим сейчас на вооружении ВКС России ракетоносцам-бомбардировщикам Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95. Как сообщили источники в российском ОПК, «подписаны все контрактные документы, необходимые для производства образцов». В августе 2019 года утверждены техтребования и начаты подготовительные этапы проектирования.

Основные требования к комплексу

По словам командующего дальней авиацией ВКС России Анатолия Жихарева, речь идёт о принципиально новом самолёте с прицельно-навигационным комплексом. Такой самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия стоящие на вооружении ВКС России, должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью.

Также планируется использовать самолёт в роли дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

Предполагаемые параметры комплекса

Некоторые эксперты предполагают следующие лётно-технические характеристики ПАК ДА:

  • Двигатели: изделие РФ ОАО «Кузнецов»
  • Тяга максимальная: 24 тс’
  • Максимальная взлётная масса: 145 тонн
  • Масса полезной нагрузки: 35 тонн
  • Масса топлива: максимальная масса топлива (без учёта дозаправки) не определена
  • Максимальная скорость: дозвуковая
  • Дальность 15000 км
  • Вооружение: существующие и перспективные крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточные бомбы, оборонительное авиационное вооружение, гиперзвуковое оружие.

Цена ошибки

Мировые державы не напрасно прилагают усилия, чтобы обновить свою дальнюю авиацию — её роль будет только расти, полагают эксперты. Не всегда речь идёт о стратегическом ядерном сдерживании, хотя это и является основным предназначением таких самолётов.

«В первую очередь, ПАК ДА — средство стратегического ядерного сдерживания. По определённому перечню целей такой самолёт может работать, даже не выходя за пределы собственного воздушного пространства. Однако всегда могут возникнуть задачи, связанные с дальними вылетами, особенно когда речь идёт о применении нестратегических вооружений», — пояснил Мураховский.

Также по теме

Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В…

Такая необходимость, к примеру, возникла во время сирийской кампании, когда российские бомбардировщики ТУ-95МС нанесли удар по террористам в САР крылатыми ракетами Х-101, напомнил эксперт.

Как пояснил Леонков,стратегическая авиация предназначена для решения задач особой важности и сложности. Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам

Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь

Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам. Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь.

«Цена ошибки в этом случае очень высока», — подчеркнул эксперт.

Именно поэтому разработка таких самолётов ведётся предельно кропотливо и вдумчиво.

«Мало того, меняется сама ситуация, в которой должна действовать дальняя авиация. Свои коррективы вносит и развитие гиперзвуковых вооружений, а также в перспективе создание ПРО, пригодных к их перехвату. Очевидно, что в современных условиях требования к стратегическим бомбардировщикам значительно возрастают», — подытожил Алексей Леонков.

Американский «дух»

ПАК ДА станет самолётом пятого поколения, характеризующегося не в последнюю очередь применением стелс-технологий. Малозаметность самолёта напрямую связана с его способностью отражать и рассеивать электромагнитную волну, что достигается путём нанесения на корпус специального радиопоглощающего покрытия и видоизменения самой формы летательного аппарата.

На сегодняшний день единственным примером применения стелс-технологий в дальней авиации является американский стратегический бомбардировщик В-2А Spirit. Первый демонстрационный полёт машины состоялся в 1989 году, на вооружение ВС США поступил только 21 самолёт этой серии. Также в этой машине впервые была воплощена конструкция «летающее крыло». Однако цена В-2А Spirit побила все рекорды: на момент 1998 года один экземпляр бомбардировщика обходился в $1,16 млрд.

  • B-2A Spirit
  • AFP

О необходимости создать замену В-2А в США заговорили в начале 2000-х годов. Изначально программа носила название 2018 Bomber, планировалось, что новый самолёт будет поставлен на вооружение к концу 2010-х годов. 

Впоследствии программу переименовали в Next-Generation Bomber (NGB), в ней приняли участие Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2008 году проект был закрыт, вместо этого Пентагон объявил о новой программе — Long Range Strike Bomber (LRS-B). Её реализацией занялась компания-разработчик В-2А Spirit Northrop Grumman.

В 2016 году компания-разработчик представила проект перспективного самолёта LRS-B (В-21). По словам проектировщиков, цена одной машины не превысит $564 млн. Предполагается, что новый бомбардировщик повторит и разовьет достоинства своего предшественника, но избавится от недостатков B-2. На сегодняшний день известно, что самолёт будет дозвуковым и малозаметным. Его главной целью станет уничтожение систем ПВО противника, чтобы открыть дорогу для тактической авиации. Планируется, что серийные B-21 будут переданы войскам в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности.

Нужно отметить, что над созданием стратегических бомбардировщиков будущего работают и в КНР. Презентация малозаметного ракетоносца Xian H-20 Сианьской авиационно-промышленной корпорации (ХАС) запланирована на конец 2019 года, когда в КНР будет отмечаться 70-летний юбилей национальных военно-воздушных сил.

Также по теме

«Результат планомерной работы»: каких успехов в перевооружении армии достигло Минобороны РФ за последние шесть лет

За минувшие шесть лет в Вооружённых силах РФ значительно возросло количество современных вооружений. Об этом сообщает газета «Красная…

Разработка Н-20 была начата в 2008 году на базе Шанхайского авиационно-конструкторского НИИ. Хотя ключевые характеристики бомбардировщика засекречены, эксперты предполагают, что дальность полёта Н-20 составит до 8 тыс. км при боевой нагрузке 10 т. По срокам Китай пока опережает и Россию, и США — в августе этого года готовый образец Н-20 был продемонстрирован на Центральном телевидении Китая.

Скорость, с которой Пекин создаёт собственный дальний бомбардировщик, уже вызвала обеспокоенность в США. Как отмечалось в недавнем докладе Пентагона, представленном сенату, КНР стремится расширить зону покрытия своих военных операций. В результате американские военно-морские базы в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут оказаться в зоне досягаемости китайских ВВС — в первую очередь речь идёт именно о новом малозаметном дальнем бомбардировщике.

Стоящие сейчас на вооружении НОАК стратегические бомбардировщики Н-6 могут пролететь без дозаправки не более 5 тыс. км, неся на борту менее 10 т оружия. Для сравнения, у российского Ту-160 боевая нагрузка составляет 45 т.

«Одних телевизионных кадров, конечно, мало для того, чтобы судить о качестве и эффективности этих машин», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, Китай действительно может быстро построить большое количество кораблей и самолётов — ресурсы позволяют. 

«Однако военная техника оценивается прежде всего с точки зрения тактико-технических характеристик. Насколько китайские разработки эффективны, будет понятно позднее», — подчеркнул эксперт.

Новый самолетный двигатель

В разрабатываемом ПАК ДА будет использован совершенно новый двигатель, который пока известен как «изделие РФ». Его разработкой занимается самарское предприятие «ОДК-Кузнецов». На данный момент он находится на стадии сборки. В течение 2021 года планируется провести испытания внутри камеры, в которой воссоздаются воздушные условия. О характеристиках двигателя пока известно очень мало. На основу новинки должны лечь наработки новой версии двигателя НК-32, который используется в бомбардировщиках Ту-160. Двигатель обеспечит самолету большую скорость, но позволит оставаться в воздухе на протяжении 30 часов и подниматься в ближний космос, то есть на высоту от 20 до 100 километров.

Бомбардировщик Ту-160

Ожидается, что первый полет ПАК ДА пройдет в 2025 или 2026 году. Серийное производство планируется начать только в 2028 или 2029 году, но на вооружение бомбардировщик будет взят до 2027 года. Ранее президент РФ Владимир Путин сообщил, что разработка совершенно нового бомбардировщика это очень дорогой и сложный проект, но он необходим. Ведь инженеры не могут бесконечно заниматься улучшением советских самолетов и нужно разрабатывать что-то совершенно новое. Стратегические бомбардировщики лучше наземных пусковых установок, потому что могут поражать цели, находящиеся в тысячах километров.

Самый быстрый бомбардировщик

На нашем сайте есть много статей на тему воздушной техники. Относительно недавно мой коллега Артем Сутягин рассказывал про самые быстрые самолеты в мире. В своей статье он упомянул про бомбардировщик General Dynamics F-111, который способен разгоняться до 2 645 километров в час. То есть, этот летательный аппарат летает быстрее скорости звука. Но это далеко не самый быстрый самолет. О настоящих рекордсменах можно почитать, перейдя по этой ссылке.

Освещение и температура для каланхоэ что бы цвел

Как и большинство суккулентной, каланхоэ нуждается в хорошем освещении. Конечно, можно выставить растение и в затененное место, но тогда его стебли будут вытягиваться, а цветение вообще окажется под большим вопросом.

Свежие статьи о саде и огороде

Выращивание цветов в теплице как бизнес
Высокие грядки плюсы и минусы
Гвоздика Шабо: выращивание из семян

При выращивании в домашних условиях лучшие окна для каланхоэ – восточные и западные. А зимой и вовсе – южные. Летом с южными окнами нужно быть аккуратнее. На жаре, при интенсивном солнечном излучении, листья каланхоэ могут приобрести красноватый оттенок, но некоторым цветоводам даже нравятся такие метаморфозы. Так что – пробуйте

Важное замечание: закладка цветочных почек у каланхоэ происходит при коротком световом дне (длительностью около 8-10 часов). Но этот «день» должен быть светлым, в идеале – солнечным

Тогда цветочных почек сформируется больше, а расцветка цветков будет более насыщенной.

Как и многие суккулентные, каланхоэ лучше всего развивается при умеренно теплых температурах. Летом идеален режим 23-25°C, зимой – 11-16°C. Но и достаточно смелые вариации в ту или иную сторону от теоретического идеала тоже возможны. Зимой с каланхоэ ничего не случится и при кратковременных падениях температуры до 8°C, конечно, при условии «полусухого» содержания растения. А летом даже температуры выше 30 не нанесут ему вреда, если не допускать пересушек земляного кома.

Поэтому, как только воздух весной прогреется до 10°C можно выносить каланхоэ в горшке на балкон или во двор. И держать растение там до осени, пока, опять же, температура не опустится ниже 10°C. Некоторые цветоводы на лето высаживают его в открытый грунт в сад, а осенью – выкапывают и перемещают обратно в горшок.

Максимальное количество оружия, минимальная заметность

Нынешний куратор «оборонки» Юрий Борисов поставил задачу: бомбардировщик должен нести максимальное количество оружия, быть незаметным и в состоянии использовать любые аэродромы, сообщает профильный портал «Защищать Россию». Что касается вооружений, то, прежде всего, это будут крылатые ракеты большой дальности (2—4 тысячи километров), которые смогут нести не только обычные, но и ядерные боеголовки, поясняет Лавров. Сообщается, что в качестве основного оружия разработчики пока рассматривают ракеты Х-102, которые могут поражать наземные и морские цели.

Юрий Борисов поставил задачу: бомбардировщик должен нести максимальное количество оружия, быть незаметным и в состоянии использовать любые аэродромы. Фото Олега Тихонова

В арсенале нового самолета пока что обычное ракетно-бомбовое вооружение, сказал газете «Взгляд» военный летчик первого класса, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» генерал-майор Владимир Попов. Но в перспективе ПАК ДА могут оснастить и новейшими гиперзвуковыми ракетами — со способностью уничтожать цели в ближнем космическом пространстве. Таким образом, «изделие номер 80», как утверждается, может выполнить роль космического перехватчика.

Невидимость самолета для радаров должно обеспечить российское ноу-хау — специальное радиопоглощающее покрытие, а также максимально возможное применение композиционных материалов, отмечает портал «Новости ВПК». Что касается самой конструкции, то сделать «летающее крыло», вроде американского стелс, — это завидная мечта всех конструкторов, отмечает летчик-инструктор Андрей Красноперов.

«Самолет, который выглядит как одно крыло, без фюзеляжа, не встречает лишнего сопротивления. Летающее крыло, по правилам Жуковского, — это самая оптимальная вариация для экономии топлива. И по скорости и дальности полета — это полный выигрыш на фоне обычного самолета», — отмечает Красноперов.

Ставка на малозаметность

В 2015 году Минобороны РФ приняло решение о строительстве до 2023 года 50 машин Ту-160М2. Эксперты считают, что с этого момента начался важнейший за всю новейшую историю РФ этап в модернизации дальней авиации. В середине ноября 2017 года был собран первый за девять лет Ту-160, получивший название «Виталий Копылов».

22 декабря в интервью «Красной звезде» командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш заявил, что боевая эффективность Ту-160М2 будет в два с половиной раза выше его советского предшественника.

  • Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
  • РИА Новости

«Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полёта, что в совокупности с заявленной энерговооружённостью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов», — пояснил Кобылаш.

Также по теме

Преображение «Белого лебедя»: в России запустят серийное производство стратегических ракетоносцев Ту-160М2

В четверг на лётно-испытательной станции Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова представили новый Ту-160. Согласно планам…

На Ту-160М2 будут установлены улучшенные системы бортовой радиоэлектроники и управления вооружением. На модернизированном «Белом лебеде» должна быть реализована концепция «стеклянной кабины» (замена механических индикаторов на дисплеи) и «открытого борта» (упрощённая схема интеграции компонентов оборудования от разных производителей).

Прежде всего, Ту-160М2 призваны заменить Ту-95МС, которые, как ожидается, будут сниматься с вооружения с 2025 года. «Белые лебеди» составят костяк воздушного компонента СЯС России до массового поступления ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации), которая призвана стать универсальной боевой машиной.

ПАК ДА будет изготовлен по схеме «летающее крыло». Первоначально планировалось, что перспективный самолёт будет сверхзвуковым. Однако в 2016 году СМИ сообщили о том, что Минобороны остановилось на дозвуковом варианте. Основными требованиями ПАК ДА являются оснащённость всеми видами ударных вооружений, включая гиперзвуковые, и малая заметность.

  • Компьютерное изображение возможного внешнего вида ПАК ДА

В бомбардировщике будут применяться новейшие технологии снижения радиолокационной заметности. Известно, что в конструкции самолёта будут использоваться радиопоглощающие материалы. При этом всё вооружение должно помещаться внутри корпуса. Первый полёт ПАК ДА ожидается в 2025 году.

По мнению эксперта, в перспективе все дальние бомбардировщики будут включены в общее разведывательно-информационное поле межвойскового взаимодействия. С учётом развития средств доставки и поражения авиационной составляющей СЯС небесный ядерный щит страны можно считать надёжным сдерживающим фактором для потенциальных внешних агрессоров, подытожил Козюлин.

Вне зоны досягаемости

Дальняя авиация России является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Все самолёты ДА, стоящие на вооружении ВС РФ, способны наносить удары как ядерным, так и неядерным оружием. В задачи ДА входит уничтожение стратегически важных объектов в глубоком тылу противника. Кроме того, отечественные самолёты могут поражать крупные надводные цели.

Также по теме

В зоне поражения: какое оружие применяет российская армия в борьбе с террористами в Сирии

Миссия Вооружённых сил РФ в Сирии стала крупнейшей зарубежной военной операцией современной России. Благодаря российским военным…

22 декабря 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что за минувшие пять лет дальняя авиация выполнила 178 полётов в рамках воздушного патрулирования. С осени 2015 года Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 активно применялись для бомбардировок укреплённых объектов террористов в Сирии. Дальняя авиация опробовала как одиночные, так и групповые боевые вылеты. 

В операции в арабской республике боевое крещение получили «Белые лебеди». В частности, Ту-160 успешно применили сверхдальние крылатые ракеты X-101 и X-55. Обе ракеты имеют свои варианты в ядерном исполнении — X-102 и X-555 соответственно.

«Ту-22М3 действует на тактической глубине. Радиус его боевого действия несколько ниже Ту-95 и Ту-160. Самолёт продемонстрировал свою эффективность в поражении хорошо укреплённых объектов противника в Афганистане и Сирии. Ту-22М3 также называют «убийцей авианосцев». Эта машина может успешно уничтожать крупные надводные силы», — отметил Леонков.

  • Дальний бомбардировщик Ту-22М3 наносит авиационный удар по объектам террористов в провинции Дейр-эз-Зор в Сирии
  • РИА Новости

По словам эксперта, не стоит списывать со счетов самый старый бомбардировщик ДА Ту-95МС, который является единственным турбовинтовым самолётом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Модернизированная версия Ту-95 может применять стратегическую крылатую ракету Х-101/102 «воздух — земля», дальность которой достигает 6—9 тыс. км.

Ту-160 не имеет аналогов в мире. Бомбардировщик способен преодолевать ПВО противника, развивая на сверхзвуке скорость в 2500 км/ч. «Белый лебедь» при необходимости поднимается на высоту до 22 тыс. м, находясь таким образом вне зоны досягаемости истребителей противника.

Вы здесь

БС-3 – первая во многих смыслах

Эволюция «стратега»

В одном из своих предыдущих материалов автор попытался ответить на вопрос о том, какие именно истребители появятся в будущем. Сегодня поговорим о «стратегах».

Прежде всего постараемся ответить на вопрос о том, куда именно будут эволюционировать бомбардировщики. Нужно сказать, что в рамках существующих реалий высокая скорость, даже такая, какая была у американской «Валькирии», уже не может ни в коей степени гарантировать выживаемость в нынешних условиях.

Стратегическому бомбардировщику будущего придется иметь дело с современными зенитными ракетными комплексами и ракетами класса «воздух-воздух» средней дальности нового поколения, такими, как европейский «Метеор». Единственный выход в такой ситуации — максимально долго оставаться «в тени». То есть, конструкторы должны делать ставку на снижение радиолокационной заметности любой ценой — ничего другого просто не остается.

Однако при еще более детальном рассмотрении получается, что все не так просто. И сегодня мы поговорим о том, как именно конструкторы подошли к решению стоящих перед боевой авиацией проблем.

«Тактик» в обличье «стратега»

И все же для того, чтобы запустить «умную» крылатую ракету, не нужен даже В-52. Для этого вполне достаточно «летающей крепости» В-17 времен Второй мировой. Более того, тактические бомбардировщики типа Су-34, современные американские и российские многоцелевые истребители типа Су, МиГ и F вполне могут быть использованы для доставки к цели малогабаритных ядерных боеприпасов, решая, таким образом, стратегические задачи. Зачем же тогда нужен весьма дорогостоящий сгусток самых передовых технологий типа В-3?

Ответ кроется в словах бывшего посла США на Украине Стивена Пайфера. Он считает, что лучше всего НАТО сможет ответить на действия России с помощью не ядерных, а обычных сил. Это то, чего, по утверждению Пайфера, Россия якобы опасается больше всего, поскольку после окончания холодной войны ее обычные вооруженные силы значительно ослабли.

Таким образом, есть все основания предположить, что LRS-B, способный, в отличие от Су, МиГ и F, наносить удары из-за океана, был задуман в первую очередь как тактический бомбардировщик, который может быть использован в варианте стратегического. Об этом говорят его особенности:
— малозаметность;
— сниженная по сравнению с В-2 цена;
— «тираж» в количестве до 100 единиц;
— повышенная универсальность;
— ремонтопригодность;
— способность непрерывно «обрабатывать» многочисленные цели.

Все это указывает на то, что способность вывалить на голову противника десятки неядерных бомб так же важна у нового бомбардировщика, как роль платформы для запуска ядерных крылатых ракет.

Так это или нет, можно будет проверить только в условиях войны, до которой, будем надеяться, дело никогда не дойдет.

//

Гранатомет РПГ-32 «Хашим»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector