Советский сверхзвуковой бомбардировщик ту-22

Краткая морфология

Страницы

Сын сверхзвука

Для начала стоит пояснить — Ту-22 и Ту-22М это разные машины. Пусть вас не смущает всего одна буква в названии, отличаются самолёты кардинально. Ту-22, пришедший в 1962 году на замену Ту-16, стал, по сути, тестовой версией будущего стратегического бомбардировщика Ту-22М. К сожалению, за времяпробного периода» потерялось огромное количество машин и погибло много пилотов.

Шило»(так его прозвали из-за формы фюзеляжа) вообще считается одним из наиболее аварийных самолётов в истории СССР, за что он даже получил нелицеприятное прозвищелюдоед». Меньше чем за первые полтора десятка лет в катастрофах потеряли пятую часть всех Ту-22(разбилось около 70 штук). Поэтому создатели Ту-22М учли накопленный негативный опыт, что позволило изготовить самолёт на абсолютно новом техническом уровне — он стал гораздо более удобным в пилотировании и безопасным.

Ту-22

Ту-22М получил также улучшенный планер, крыло изменяемой стреловидности и ещё несколько тысяч больших и маленьких нововведений. За время использования Ту-22 оказалось, что высокая скорость — не панацея; требовалась машина, способная работать на разных скоростных режимах и высотах. Именно за счёт крыла изменяемой стреловидности эти качества и получил Ту‑22М.

Почти сразу Ту-22М составилкостяк» советской морской авиации. При помощи этих самолётов предстояло сражаться с авианосцами вероятного противника. Ещё у Ту-22 стояли на вооружении крылатые противокорабельные ракеты Х-22Буря». Ту-22М за счёт нововведений как в авионике, так и в электронике самолёта мог использовать их максимально эффективно.

Ту-22М и Х-22Буря»

Всего построили около пятисот тяжёлых бомбардировщиков Ту-22М2 и М3.

Одна штанга, а сколько паники! (Ту-22М2)

В ночь на 15 мая 1976 года серийный Ту-22М2 (командир корабля В.П.Борисов) выполнил испытательный полёт на максимальную дальность. Полет был засечен средствами космической разведки США. И уже через сутки карта полёта была в распоряжении американской делегации в Женеве на переговорах по сокращению стратегических наступательных вооружениях ОСВ-2. Причиной такой паники со стороны американцев стал всего один параметр полета — его дальность: 7000 км с одной дозаправкой в воздухе. Несмотря на все усилия делегации СССР и её руководителя, министра иностранных дел А.А. Громыко, американская сторона всё же смогла настоять на включении Ту-22М2 в список стратегических сил СССР, хотя для этой машины с работой по территории США был ряд сложностей слабо преодолимого характера. В итоге договорились о демонтаже штанг дозаправки и ограничении серийного производства Ту-22М 30 машинами в год.

Основное оружие самолёта — противокорабельная гиперзвуковая (скорость до 3.5 М) крылатая ракета Х-22Н способна только на то, чтобы устроить в борту корабля маленькую дырочку (площадью до 22 м² и глубиной до 12 метров). Вот этой-то скромной ракеты и боялись американцы, потому что во второй половине 70-х ни одна ПВО в мире не могла гарантированно парировать залп таких ракет (банально не было зенитных ракет с аналогичной скоростью). Именно полки морских Ту-22М2 и были советским ответом на американские авианосные ударные группы.

Однако и с бомбами Ту-22М2 может многое. За один заход свободнопадающими бомбами можно накрыть площадь до 25 гектаров (около 35 футбольных полей). Возможности прицельного оборудования позволяют попасть одиночной (и, заметим, очень умеренной) бомбой в сортир сарай с умеренным террористом с высоты 10 км.

Ту-22М2, хорошо видно обтекатель штанги топливоприемника.

Модификации Ту-22М

Модификации Ту-22М Отличительные особенности
Ту-22М1 Ту-22М1 начали разрабатывать в 1970 году.  Масса планера снижена на 3 тонны. Полностью конструктивно переработаны форма планера, воздухозаборники. Двигатели расположили в гондолах по обеим сторонам фюзеляжа. Самолёт оборудовали крылом изменяемой стреловидности с совершенно новой геометрией.

М1 стал первой модификацией, на которую установили систему управления АБСУ-145 с электродистанционным каналом крена.

Модифицировано основное вооружение — ракета Х22.

Двигатель — НК-144. Количество построенных самолётов — 5. Использовались в испытаниях для доводки систем и конструктивных узлов. Серийно не строились

Ту-22М2 Планировалась постройка модификации М3 с силовой установкой НК-23. Но в серию самолёт пошел с двигателями НК-144-2 (форсажная тяга 20000 даН).

Самолёт оборудовали структурированной системой управления:

  • навигационный комплекс НК-45 (БЦВМ «Орбита-10ТС-45»);
  • АБСУ-145М.
  • РЛС ПНА с двухканальным панорамным прицелом;
  • телеоптический бомбардировочный прицел ОПБ-15Т с восьмикратным увеличением.
  • телевизионный прицел для стрелкового вооружения ТП-1КМ.
  • станция РЭБ «Сирень»

Принят на вооружение летом 1976 года. Серийно строился до 1983 года (211 единиц).

Недостатки модификации — несогласованность бортовых систем аппаратуры. Доработки серийных самолётов проводились прямо в военных гарнизонах

Ту-22М3 В модификацию М3, которая строилась с 1974 года внесён ряд существенных изменений:

  • заменена силовая установка (два НК-25).
  • модернизировано практически всё бортовое оборудование системы управления.
  • улучшены аэродинамические качества планера.
  • за счёт изменения некоторых конструктивных элементов снижена масса пустого самолёта.

Воздухозаборники расположили аналогично конструкции МиГ-25 — под углом к фюзеляжу.

Самолёт оборудован новой системой электроснабжения.

Изменена конструкция штанги топливозаправки.

Серийно производился до 1993 года

Ту-22М3Р Разведывательный вариант Ту-22М3. Основные задачи — целеуказание и постановка помех средствам ПВО противника. Выпускался с 1985 года. Общее количество построенных и переоборудованных по проекту самолётов — 12 единиц
Ту-22М4 С 1984 года разрабатывался вариант с установкой двигателей НК-32. Переоборудованию подверглись БРЭО (новая РЛС «Обзор») и бортовые средства поражения (ракеты Х-32 и Х-15, УПАБ-1500). В 1990 году работы по доводке модификации остановлены
Ту-22М3М Последняя актуальная модификация Ту-22М. До 2020 года коллектив Казанского авиапредприятия должен провести модернизацию авиапарка из 30 машин. Самолёт модифицируется под ракету класса «воздух-поверхность» Х-32 с защищённой от внешних помех головкой самонаведения. Изменения систем и узлов проекта М4 подвергнутся минимальным изменениям:

  • новая система управления оружием;
  • улучшение бортовой системы электроснабжения;
  • применение нового комплекса управления прицельно-вычислительной системой СВП-24-22 «Гефест»

Новейшая модификация знаменитого бомбардировщика — Ту-22М3М

Вооружение

Основной целью для Ту-22М3 всегда считались авианосные группировки. Поэтому его «главным калибром» стала противокорабельная крылатая ракета Х-22. Это довольно тяжелое и «габаритное» оружие, при помощи которого можно наносить удары по надводным целям с расстояния до 600 километров.

Противокорабельная ракета Х-22.

Вес боевой части Х-22 составляет 960 кг. В «конвенционном» варианте она содержит до 630 кг специальной взрывчатки ТГАГ-5. Ядерная боеголовка может иметь мощность от 250 килотонн до одной мегатонны.

Полет к цели Х-22 может выполнять по низкой (11500 м) или высокой (более 22 000 м) траектории. Скорость при этом достигает более 3,6М (4000 км/ч и выше).

Ту-22М3 может взять на борт от одной до трёх таких ракет. Нормальная боевая нагрузка – две Х-22.

В 2016 году на вооружение была принята ПКР Х-32 – результат глубокой модернизации Х-22. При прежних размерах и скорости эта ракета стала гораздо более защищенной от помех. Кроме того, высота полета увеличена до 40 000 метров, что сделало ПКР защищенной от поражения системой ПВО Aegis.

Для поражения наземных целей Ту-22М3 вооружался аэробаллистическими ракетами Х-15П. На борту их могло быть до десяти: шесть в барабанной установке, размещенной внутри грузового отсека, и еще 4 – под корневой частью крыла. Х-15П являлась своего рода предком современного «Кинжала». Эта ракета летела к цели с гиперзвуковой скоростью в 5М, но дальность поражения составляла всего 280 километров. Предназначалась Х-15П для уничтожения радиолокационных станций и системы ПВО в целом.

В отличие от Ту-160, Ту-22М3 с самого начала был способен применять по наземным целям обычные свободнопадающие бомбы самого разного калибра, вплоть до 9000 кг. Допустимым является и «смешанное» вооружение, состоящее как из управляемых ракет, так и из бомб. Нормальная боевая нагрузка самолета составляет 12 тонн, что позволяет брать на борт до 69 ФАБ-250.

Аэробаллистическая ракета Х-15.

Спиртовоз стратегического назначения (Ту-22)

Всего, как уже упоминалось выше, на стоянке представлено 6 самолетов. Причем половина из них — Ту-22 в разных модификациях. Надо заметить, что Ту-22 и Ту-22М — машины принципиально разные.

Самолёт Ту-22 разрабатывался в качестве замены Ту-16. Проектирование под руководством главного конструктора Д.Маркова началось в ОКБ Туполева 15 августа 1955 года, и уже через два года был создан планер первого прототипа. Летом 1958 года на прототип были установлены двигатели и начались статические испытания. 21 июня 1958 года экипаж лётчика-испытателя Ю.Т.Алашеева поднял в небо самолёт «105» (рабочее название в ОКБ). Параллельно с этим шла разработка второго прототипа «105А».

Ту-22 строились в Казани, на заводе № 22 с 1959 года по декабрь 1969 года. Стоимость одной машины составляла порядка 10 млн. рублей. Всего было выпущено 311 самолётов всех модификаций. На более чем 50% выпущенных самолетов устанавливалась штанга системы дозаправки топливом по системе «шланг-конус» от самолётов 3МС-2 и Ту-16Н (к обозначению добавлялась буква «Д»).

Помимо ударных машин (бомбардировщики Ту-22А и Ту-22Б, ракетоносец Ту-22К, или Ту-22КД) на вооружении стояли самолёты видовой, радиотехнической и радиоэлектронной разведки Ту-22Р (Ту-22РД), Ту-22РМ (Ту-22РДМ). Все модификации разведчиков были способны вести топографическую и аэрофотосъемку в оперативной глубине обороны противника, при помощи трех смонтированных в фюзеляже аэрофотоаппаратов (АФА-42/100 или АФА-42/20, АФА-40, АФА-41/20, АФА-54/100-2МР или ночной НАФА-МК-75).

Кроме того, были разработаны учебная модификация Ту-22У с дополнительной кабиной лётчика-инструктора (заменяла место бортового оператора) и самолёт радиоэлектронной борьбы Ту-22П, который предназначен для создания как активных, так и пассивных помех в метровом, дециметровом и сантиметровом диапазонах. Благодаря достаточно мощной РЛС Ту-22П мог выявлять воздушные цели и производить на них наведение истребителей, а также выполнять функции целеуказания для наземной компоненты ПВО. Последние Ту-22 были сняты с вооружения ВВС РФ и ВМФ России в 1990-е годы.

Ту-22 был самым аварийным самолётом советских ВВС: только до 1975 года разбилось около 70 машин (20 % парка), за что и был прозван «людоедом». Также имел прозвище «Шило» (за форму фюзеляжа и то, что на борту было примерно 220 литров водяного раствора С2H5OH). На Стоянке «Шило» стоит вторым в левом ряду.

Хвосты Ту-22 и Ту-16

Примеры[править]

Калибр

Немного подробнее о калибре .22LR. Его литеры «Long Rifle» в переводе с английского языка означают «длинный ствол». Длина гильзы без пули составляет 15,1 миллиметров. Патрон со стальным наконечником имеет размер 24,77 миллиметров. Таким образом, это что-то среднее между боевым или охотничьим патроном и пневматической пулей. Иногда используется малокалиберный боеприпас — 410 гильза, заряженная мелкой дробью.

Патрон калибра 22LR со стальным наконечником

Только мелкашки могут показывать высокие боевые характеристики с использованием патрона .22LR, ведь ствол таких винтовок удлинен, качественен. Обычно оружие имеет скользящий затвор, который надежно запирает патронник. На ствольной коробке находится оптический (для охоты) или диоптрический (для соревнований) прицел на прицельной планке «ласточкин хвост».

Ядерное оружие

Первые испытания атомной бомбы, как известно, произвела США еще в 1945. Это оружие было испытано в «полевых» условиях Второй Мировой на жителях японских городов Хиросима и Нагасаки. Они действуют по принципу деления. Во время взрыва запускается цепная реакция, которая провоцирует деления ядер на два, с сопутствующим высвобождением энергии. Для этой реакции в основном используют уран и плутоний. С этими элементами и связаны наши представления о том, из чего делаются ядерные бомбы. Так как в природе уран встречается лишь в виде смеси трех изотопов, из которых только один способен поддерживать подобную реакцию, необходимо производить обогащение урана. Альтернативой является плутоний-239, который не встречается в природе, и его нужно производить из урана.

Ядерное оружие

Обнаружение

Другие пионеры авиации

«Межконтинентальный бомбардировщик»

Ту-22М3М — глубоко модернизированная версия советского самолёта Ту-22М3, созданного в конце 1970-х годов. Машина была разработана для нанесения ударов в глубине обороны противника и поражения крупных морских целей. Боевое крещение бомбардировщик получил в афганской кампании в 1979—1989 годах. Вооружённые силы РФ применяли этот самолёт в ходе южноосетинского конфликта в августе 2008-го и в сирийской операции с осени 2015-го. 

Военный эксперт Юрий Кнутов отметил в беседе с RT, что «Ту-22М3 является многоцелевой платформой для поражения скопления бронетехники, стратегических объектов, командных пунктов противника и авианосцев».

«Это очень грозное оружие из-за универсальности и большой полезной нагрузки (до 24 т). Он позволяет России решать множество боевых задач как на суше, так и на море», — пояснил эксперт. 

Также по теме

«Крылья нашей армии»: на что способен новый военно-транспортный самолёт России

Минобороны РФ к концу года получит до пяти новых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. Об этом заявил командующий…

Машину относят к классу дальней авиации, однако по показателю боевого радиуса она уступает стратегическим ракетоносцам Ту-95МС и Ту-160 «Белый лебедь», которые способны преодолевать до 10 000 км.

«Ту-22М3 ещё называют «младшим братом» наших легендарных стратегов. Максимальная дальность применения машины составляет около 6000—7000 км. Однако модернизация бомбардировщика позволит увеличить боевой радиус и повысить боевые возможности в целом», — сказал Кнутов.

В частности, эксперт обратил внимание, что «установку штанги топливозаправки на Ту-22М3М можно назвать революционным решением». «Дозаправка в воздухе — это достаточно сложный в техническом отношении процесс

Тем не менее он регулярно отрабатывается и является одним из ключевых элементов подготовки лётчиков. Штанга топливозаправки превратила Ту-22М3М в межконтинентальный бомбардировщик, в дополнительную платформу для применения высокоточного оружия с обычными и ядерными боевыми частями», — заявил Кнутов

«Дозаправка в воздухе — это достаточно сложный в техническом отношении процесс. Тем не менее он регулярно отрабатывается и является одним из ключевых элементов подготовки лётчиков. Штанга топливозаправки превратила Ту-22М3М в межконтинентальный бомбардировщик, в дополнительную платформу для применения высокоточного оружия с обычными и ядерными боевыми частями», — заявил Кнутов.

В комментарии «Звезде» лётчик-испытатель «Туполева» сообщил, что оборудование для дозаправки позволяет самолёту находиться в воздухе более пяти часов.

Ту-22М3 лишился штанги после заключения Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США в 1979 году (ОСВ-2). Данное соглашение потеряло силу в 1991 году после заключения Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

  • Дозаправка самолёта в воздухе

С февраля 2011 года Москва и Вашингтон придерживаются условий СНВ-3. В декабре 2018 года глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев подчеркнул, что модернизация Ту-22М3 не нарушает действующего договора о сокращении наступательных вооружений.

Кнутов подчеркнул, что в 1970-е годы «американцы были серьёзно обеспокоены тем, что на советских бомбардировщиках семейства Ту-22 были установлены штанги топливозаправки».

«СССР пошёл на уступки Вашингтону, но, вернув оборудование для дозаправки на Ту-22М3, наша страна ничего не нарушает. Решение об установке штанги — способ отрезвить США, которые взяли курс на выход из договоров о контроле ядерных арсеналов. Не сомневаюсь, что сейчас американцы будут вновь волноваться», — отметил Кнутов.

Танец с «кинжалами»

В версии Т-22М3М систему дозаправки самолёту вернут, а заодно проведут множество усовершенствований авионики, систем радиоэлектронной борьбы и добавят ракетоносцу новое вооружение. Предполагается обучить Ту-22М3М использовать Х-32 — современную версию крылатой противокорабельной ракеты с дальностью полёта до тысячи километров, а также включить в состав вооружения российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс   Кинжал» X-47М2.

https://youtube.com/watch?v=THEp6N-9BoQ

ПускКинжала» с МиГ-31

По идее, Ту-22 сможет нести четыре такие ракеты, что сделает его идеальнымскальпелем» — инструментом для нанесения хирургически точных ударов по позициям противника с безопасного расстояния.

А что же с договором СНВ‑3?

Тридцать модернизированных машин, по словам экспертов,влезут» в выделенные России 700 развёрнутых носителей и 1550 боезарядов. Есть даже предположения, что Ту-22М3М может получить двигатели НК-32 — но это станет возможным, если их выпуск развернут к нужному сроку. Сейчас их хотят устанавливать на стратегические бомбардировщики Ту-160, возобновление производства которых анонсировали совсем недавно.

Так что уже в 2021–2022 годах в составе российских ВКС появится новый-старый   убийца авианосцев» и носитель гиперзвукового оружия. Можно ли желать для самолёта лучшей судьбы?

Конструкция Ту-22М3

По своим характеристикам самолет Ту-22М3 получился гораздо мощнее зарубежных представителей данного класса по дальности полета, развиваемой скорости, и грузоподъемности. Секрет конструкции машины заключался в особенностях строения стреловидных крыльев, которые способны менять свою геометрическую форму. Крыло самолета состоит из недвижимой части и оперения из легких алюминиевых сплавов. Элементы оперения меняют свою направленность в зависимости от скорости движения машины.

Двигатели

Мощные двигатели нового поколения способны выработать колоссальную мощность. Пилотирование бомбардировщиком осуществляется с помощью системы электроснабжения или гидромеханикой при выходе первой со строя. Топливные баки расположены в разных местах всего корпуса самолета. На один летный час Ту-22М3 требуется работа 51 человеко-час работы инженеров и оборудования.

Кабина пилотов

Кабина пилотов оснащена развитым набором оборудования. Комплекс для пилотирования и навигации позволяет машине самостоятельно добираться до заданной точки маршрута. В самолете присутствуют радиолокационная станция и система радиоэлектронного подавления, которые отвечают за разведывательные мероприятия, установку помех и оповещение в случае обнаружения машины радарами. Инфракрасная станция призвана обнаружить приближение ракет к авианосцу.

Боевой комплекс

Боевой комплекс самолета может включать в себя ракеты «воздух-земля» в количестве трех штук, баллистические ракеты, рассчитанные на наземные цели, в числе десяти экземпляров и бомбы обычного или ядерного плана массой до 12 тонн. Кроме этого, машина снабжена скорострельной пушкой, призванной служить для обороны авианосца.

Самолет оборудован мощным световым оснащением. Снизу корпус окрашен в белый цвет, а по бокам и сверху — в серый и зеленый. Это своего рода камуфляж для улучшения скрытности ракетоносца. В 1990-х популярность среди членов экипажей получила окраска борта в виде ярких устрашающих фигур.

Для контроля за состоянием полета на борту установлены бортовые самописцы и средства видеофиксации. Все единицы авиатехники обязательно снабжены системой добровольного и принудительного катапультирования, которое осуществляется по направлению вверх с защитным шлемом на лице. Самолет покидается в следующем порядке: оператор, штурман, летчик, командир. Решение о принудительном катапультировании принимает командир корабля.

Самолет оснащен современной системой кондиционирования и очистки воздуха и средствами пожаротушения

Наличие этого оборудования жизненно важно в условиях боевых вылетов и учений на сверхзвуковой скорости

История

Модификации Ту-22

Модификации Ту-22 Отличительные особенности
Ту-22Р/РД Самолёт-разведчик, в грузовом отсеке которого устанавливалась фотоаппаратура, специальный автомат сброса отражателей АПП-22, комплексы радиоразведки «Ромб-4А» и «Роза». Самолёт типа РД мог осуществлять дозаправку в воздухе
Ту-22РК/РДК/РМ Разведывательный вариант с дополнительным комплексом аппаратуры «Куб. С 1980 года осуществлял полёты вариант самолёта-разведчика — Ту-22РМ
Ту-22РДМ В варианте РДМ на разведчик устанавливался комплекс оборудования радиоразведки «Тангаж»и инфракрасного слежения «Осень». Кроме того, в комплект авионики входили станция бокового слежения М-202 «Шомпол» и станция постановки радиопомех «Сирень»
Ту-22П/ПД/КП/КПД Постановщик помех. Для выполнения задачи в грузовой отсек помещался контейнер РЭБ и автоматы АПП-22. В различные усовершенствованные варианты самолёта помещались станции СПС-44, СПС-55, СПС-4М, СПС-5М, СПС-30-70, СПС-5М. Если самолёт оборудовался штангой дозаправки, к модификации прибавлялась буква «Д». С 1968 года совершал полёты вариант КП/КПД
Ту-22К/КД Ракетоносец с одной ракетой Х-22 на борту. При необходимости использовался в качестве бомбардировщика
Ту-22У/УД Учебная модификация самолёта. Несмотря на наличие заправочной штанги дозаправка этого самолёта в воздухе не проводилась

Самолет Ту-22 «Шило» — история создания

Про Ту 22 Википедия пишет, что разработка проекта тяжёлого бомбардировщика Ту-22 была начата в 1955 году в КБ, которым руководил выдающийся советский авиаконструктор А.Н.Туполев. Самолёт должен был заменить устаревший бомбардировщик Ту-16 и в будущем составить костяк советской дальней авиации.

1957 — изготовлен планер прототипа будущего самолёта — изделия «105». Параллельно начаты работы по проектированию второй единицы — «105А». При проектировании впервые применено аэродинамическое «правило площадей». Впоследствии именно модель «105А» будет доводиться как Ту-22.

1958 — после установки двигателей на планер модели «105» начаты её статические испытания.

21.06.1958 — первый полёт опытного экземпляра самолёта «105 (командир экипажа — Ю.Т.Алаев).

1962 — до окончания государственных испытаний самолёт Ту-22 начал поступать в строевые части бомбардировочной авиации.

1965 — КБ А.Н.Туполева приступает к глубокой модернизации самолёта Ту-22К с целью разработки нового тяжёлого бомбардировщика.

1967 — принято решение отказаться от модернизации Ту-22К и разрабатывать новый вариант проекта — «106Б». В дальнейшем он получил маркировку Ту-22М.

1970 — начаты проектные работы по модернизации самолёта. Модификации получили маркировку Ту-22М1 и Ту-22М2.

1974 — самолёт перепроектируется под новые двигатели и получает маркировку Ту-22М3.

1977 — первый полёт нового дальнего бомбардировщика Ту-22М3.

1993 — выпуск модификации М3 на Казанском авиазаводе прекращён.

В настоящее время принято решение о проведении глубокой модернизации тридцати бортов М2 и М3до модификации М3М. Программа рассчитана до 2020 года. Планируется продлить лётный ресурс машин до сорока лет.

Знаменитый советский самолёт Ту-22М

Ту-22 — самолёт с нелёгкой судьбой. Прозванный лётчиками за свой облик «шилом», он очень непросто завоёвывал место в парке машин дальней авиации ВВС СССР. Коллектив конструкторов КБ Андрея Туполева не смог достичь скорости и дальности полёта, заявленных в техническом задании.

Практически сразу после поступления первых машин в строевые авиачасти, начались тяжёлые катастрофы.

311
построенных до 1974 года Ту-22 различных модификаций в тяжёлые авиационные происшествия попали свыше четверти — более 70 машин.

Лишь после того, как в войска стали поступать совершенно не похожие на первый самолёт машины под маркировкой Ту-22М, количество претензий уменьшилось. Тем не менее, известны случаи, когда военные лётчики категорически отказывались поднимать самолёты в воздух.

Для того чтобы стать командиром одной из модификаций, ракетоносца Ту-22К лётчик должен был иметь колоссальный опыт. Трудно было и тем, кто управлялся с самолётом на земле. Его предполётное техническое обслуживание продолжалось свыше трёх с половиной часов. В первую очередь — из-за крайне высоко и неудобно расположенных двигателей.

Тактико-технические характеристики Ту-22 и его модификаций:

Тип самолёта Ту-22 Ту-22М

Экипаж

3 человека (командир, штурман, бортоператор) 4 чел. (командир, помощник командира, штурман-навигатор штурман-оператор
Длина наибольшая, м 42,6 42,46
Высота, м 10,04 11,05
Размах крыльев, м:

стреловидность 20°

стреловидность 65°

23,646  

34,28

23,30

Площадь крыла, кв.м:

стреловидность 20°

стреловидность 52°

стреловидность 65°

 

151,25

 

183,57

175,80

Масса, кг:

нормальная взлётная

максимальная взлётная

топлива

 

85 000

91 000

42 900

 

112 000

126 000

53 550

Практическая дальность, км 6 150  6 800
Боевой радиус, км до 2 700 до 2 410
Скорость Ту 22, км/ч:

крейсерская

максимальная

 

1000

1610

 

930

1050

Практический потолок, м 13 300 13 300
Разбег при взлёте, м 2 700 2 000 — 2 100
Пробег при посадке, м 1 900 1 200 – 1 300
Посадочная скорость Ту 22 330 км/ч 285-305 км/ч
Силовая установка:

тип двигателей

тяга, даН

 

2 х ТРДФ РД-7М2

16 500

 

2 х ТРДФ НК-25

25 000

Тяговооружённость, кгс/кг:

при нормальной взлётной массе

при максимальной взлётной массе

 

0,3585

н/д

 

0,45

0,40

Перегрузка:

эксплуатационная

предельная

 

2,0

н/д

 

2,2

2,5

Примечание: про самолеты Ту 22У и Ту 22К информации практически нет.

Основные ТТХ Ту-22М3

Описание и характеристики сорта

При выведении голубики «Нортланд» в качестве родительской пары селекционеры использовали высокорослый сорт и компактный гибрид. В результате дочернее растение имеет средние габариты.

Подробное описание сорта:

  • Высота взрослого куста доходит максимум до 1,2 м.
  • У голубики «Нортланд» мощный ствол и раскидистая густая крона.
  • Корневая система мочковатая, неглубоко залегающая, без всасывающих волосков.
  • Побеги прямостоячие, окрашены в зеленый цвет, хорошо держат снеговую нагрузку.
  • Размер листьев в длину не более 3 см.
  • Поверхность листовых пластин гладкая, блестящая.
  • Окраска листьев летом ярко-зеленая, осенью – красная.
  • Цветки мелкие, колокольчатой формы, бледно-розовой окраски, собраны в кисти.
  • Ягоды светло-голубые с сизым налетом, размером до 1,6 см.
  • Мякоть плодов плотная, сладкая, с выраженным ароматом.

Период цветения начинается в мае и продолжается около 3 недель. Сорт среднеспелый – к сбору урожая можно приступать в середине июля. Ягоды снимают каждые 2–3 дня в течение 2 недель. Делать это нужно обязательно, так как спелая голубика склонна к осыпанию.

Плоды можно употреблять в свежем виде и использовать для приготовления компотов, варенья, джема. Ягоды не теряют своих полезных свойств после заморозки.

В плодоношение кустарник вступает на второй год посадки. В среднем с одного растения можно получить 4–5 кг ягод. При особо тщательном уходе можно добиться повышения урожайности в 1,5–2 раза. Продуктивный период голубики «Нортланд» продолжается до 30 лет.

Осенью растение становится очень нарядным и украшает своим видом участок, можно посадить кустарник рядом с входом в дом или возле ворот, и он будет нести еще и декоративную функцию.

Возможные заболевания и вредители

Сорт отличается повышенной устойчивостью к типичным для культуры заболеваниям. Возможно поражение кустарника грибком, но только при нарушении агротехники. В этом случае на голубике может развиться:

  • рак стебля;
  • серая гниль;
  • физалоспороз;
  • монилиоз.

Больной куст лучше выкопать и утилизировать путем сжигания.

Следует обязательно проводить профилактические опрыскивания от вредителей. На голубике обычно паразитируют:

  • почковый клещ;
  • тля;
  • цветоед.

До начала плодоношения кустарник периодически обрабатывают подходящим инсектицидом, лучше использовать биопрепараты («Актофит», «Фитоверм», «Дачник»). В период созревания ягод вредителей можно отпугивать, опудривая куст табачной пылью или обрабатывая растительными настоями (полыни, помидорной ботвы, листьев и корней одуванчика).

Достоинства и недостатки  голубики «Нортланд»

Голубика «Нортланд» имеет немало достоинств, позволяющих делать выбор в ее пользу на протяжении многих десятилетий. Из основных преимуществ можно выделить:

  • устойчивость к сильным морозам (до -35° C);
  • ранее начало плодоношения;
  • компактные размеры куста;
  • отличные товарные качества ягод;
  • высокая продуктивность в течение многих лет;
  • устойчивость к заболеваниям;
  • неприхотливость в уходе;
  • декоративный внешний вид.

Чтобы воспользоваться всеми плюсами сорта, необходимо учитывать ряд условий, необходимых «Нортланду» для обильного плодоношения.

К недостаткам этой голубики относят:

  • плохую переносимость засухи;
  • необходимость защищать кустарник от сквозняков и сильного ветра;
  • медленный процесс укоренения саженцев.

К тому же, если на участке посадить только один куст, высоких урожаев не будет. Требуется посадка нескольких экземпляров поблизости, чтобы обеспечить процесс перекрестного опыления.

Как и любая другая голубика, «Нортланд» требует посадки в грунт с высоким показателем кислотности. Уровень pH необходимо постоянно контролировать и принимать меры в случае его снижения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector