От «варшавянки» до «калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь вмф россии
Содержание:
- История
- Представители серии[ | ]
- Ссылки
- Какое понижение температуры выдерживают розы. Что происходит с розами, когда наступают холода
- Конструктивные необычности
- Новое поколение
- Представители серии
- Описание конструкции
- История самолёта
- Навигация
- Конструкция ДЭПЛ 636 и технические характеристики
- НАПЛ не ДЭПЛ
- Технические характеристики «Варшавянки»
История
Подводные лодки этого класса предполагалось строить в больших количествах на экспорт в страны Варшавского договора, поэтому проект и носит такое название.
Главный конструктор Ю.Н.Кормилицын.
Лодка предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций. Основной проект 877 создан в 1970-х годах ЦКБ «Рубин», проект 636 — одна из последних его модификаций. Строительство кораблей проекта 636 началось с середины 1990-х годов.
Б-340 проекта 636М, достроенная в 2005 году по заказу Китая, стала последней подводной лодкой, полностью построенной на заводе «Красное Сормово».
Современное строительство лодок этого проекта осуществляется на заводе Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге.
Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.
В период с 2010−2016 гг. было построено 6 лодок для Черноморского флота.
- Головная подлодка проекта Б-261 «Новороссийск» принята в боевой состав флота 22 августа 2014 года. Прошла опытную эксплуатацию на глубоководных полигонах Северного флота. 21 сентября 2015 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
- Вторая лодка — Б-237 «Ростов-на-Дону» — принята в боевой состав флота 30 декабря 2014 года. Прошла опытную эксплуатацию на глубоководных полигонах Северного флота. 16 декабря 2015 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
- Третья подлодка — Б-262 «Старый Оскол» — принята в боевой состав флота 3 июля 2015 года. 1 июля 2016 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
- Четвертая подлодка — Б-265 «Краснодар» — принята в боевой состав флота 5 ноября 2015 года.
- Пятая подлодка — Б-268 «Великий Новгород» — принята в боевой состав флота 26 октября 2016 года.
- Шестая подлодка — Б-271 «Колпино», принята в боевой состав флота 24 ноября 2016 года.
В ближайшие годы (2019—2022) планируется получить 5 лодок для Тихоокеанского флота.
Седьмая подлодка — Б-274 «Петропавловск-Камчатский», принята в боевой состав флота 25 ноября 2019 года
Представители серии[ | ]
Схема проекта 877 Схема проекта 636Подводные лодки типа «Варшавянка»
, объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ — неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.
Название | Верфь | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | Прим. |
Проект 636 | ||||||||
366 Yuan Zhend 66 Hao | Адмиралтейские верфи | 01616 | 16.07.1996 | 26.04.1997 | 26.08.1997 | ВМС Китая | В строю | |
367 Yuan Zhend 67 Hao | Адмиралтейские верфи | 01327 | 28.08.1997 | 18.06.1998 | 25.10.1998 | ВМС Китая | В строю | |
Проект 636М | ||||||||
368 Yuan Zhend 68 Hao | Адмиралтейские верфи | 01329 | 18.10.2002 | 27.05.2004 | 20.10.2004 | ВМС Китая | В строю | |
369 Yuan Zhend 69 Hao | Адмиралтейские верфи | 01330 | 18.10.2002 | 19.08.2004 | 05.2005 | ВМС Китая | В строю | |
370 Yuan Zhend 70 Hao | Адмиралтейские верфи | 01331 | 2004 | 04-05.2005 | 05.2005 | ВМС Китая | В строю | |
371 Yuan Zhend 71 Hao | Адмиралтейские верфи | 01332 | 2004 | 26.05.2005 | 2005 | ВМС Китая | В строю | |
372 Yuan Zhend 72 Hao | Адмиралтейские верфи | 01333 | 2004 | 26.08.2005 | 30.05.2006 | ВМС Китая | В строю | |
373 Yuan Zhend 73 Hao | Красное Сормово | 01611 | 07.1992 | 08.05.2004 | 05.08.2005 | ВМС Китая | В строю | |
374 Yuan Zhend 74 Hao | Севмаш | 01701 | 29.05.2003 | 21.05.2005 (04.06.2005) | 17.11.2005 (30.12.2005) | ВМС Китая | В строю | |
375 Yuan Zhend 75 Hao | Севмаш | 01702 | 29.05.2003 | 14.07.2005 (17.07.2005) | 24.11.2005 (30.12.2005) | ВМС Китая | В строю | |
021 Messali el Hadj | Адмиралтейские верфи | 01336 | 2006 | 20.11.2008 | 28.08.2009 | ВМС Алжира | В строю | |
022 Akram Pacha | Адмиралтейские верфи | 01337 | 2007 | 09.04.2009 | 29.10.2010 | ВМС Алжира | В строю | |
Проект 636.1 | ||||||||
HQ-182 Hà Nội («Ханой») | Адмиралтейские верфи | 01339 | 24.08.2010 | 28.08.2012 | 07.11.2013 03.04.2014 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») | Адмиралтейские верфи | 01340 | 28.09.2011 | 28.12.2012 | 16.01.2014 03.04.2014 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») | Адмиралтейские верфи | 01341 | 23.10.2012 | 28.08.2013 | 04.12.2014 01.08.2015 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») | Адмиралтейские верфи | 01342 | 23.10.2012 | 28.03.2014 | 13.05.2015 01.08.2015 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») | Адмиралтейские верфи | 01343 | 01.07.2013 | 28.12.2014 | 02.02.2016 28.02.2017 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау») | Адмиралтейские верфи | 01344 | 28.05.2014 | 28.09.2015 | 20.01.2017 28.02.2017 | ВМС Вьетнама | В строю | |
031 Ouarsenis («Уарсени») | Адмиралтейские верфи | 01346 | 2015 | 14.03.2017 | 02.10.2018 09.01.2019 | ВМС Алжира | В строю | |
032 Hoggar («Хоггар») | Адмиралтейские верфи | 01347 | 2016 | 29.06.2017 | 26.11.2018 09.01.2019 | ВМС Алжира | В строю | |
н/д | Адмиралтейские верфи | 01348 | 2020 | ВМС Индии | Рассматривается возможность строительства | |||
н/д | Адмиралтейские верфи | 01349 | 2020 | ВМС Индии | Рассматривается возможность строительства | |||
Проект 636.3 | ||||||||
Б-261 «Новороссийск» | Адмиралтейские верфи | 01670 | 20.08.2010 | 28.11.2013 | 22.08.2014 | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ | |
Б-237 «Ростов-на-Дону» | Адмиралтейские верфи | 01671 | 21.11.2011 | 26.06.2014 | 30.12.2014 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ |
Б-262 «Старый Оскол» | Адмиралтейские верфи | 01672 | 17.08.2012 | 28.08.2014 | 03.07.2015 | ЧФ | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ |
Б-265 «Краснодар» | Адмиралтейские верфи | 01673 | 20.02.2014 | 25.04.2015 | 05.11.2015 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ |
Б-268 «Великий Новгород» | Адмиралтейские верфи | 01674 | 30.10.2014 | 18.03.2016 | 26.10.2016 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ |
Б-271 «Колпино» | Адмиралтейские верфи | 01675 | 30.10.2014 | 31.05.2016 | 24.11.2016 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ |
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» | Адмиралтейские верфи | 01614 | 28.07.2017 | 28.03.2019 | 25.11.2019 | ТОФ | В строю | В составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ |
Б-603 «Волхов» | Адмиралтейские верфи | 01615 | 28.07.2017 | 26.12.2019 | 25.11.2020 | ТОФ | Швартовные испытания | Передача флоту запланирована на 2020 год |
Б-602 «Магадан» | Адмиралтейские верфи | 01616 | 01.11.2019 | 12.2020 | 25.11.2021 | ТОФ | Строится | Передача флоту запланирована на 2021 год |
Б-588 «Уфа» | Адмиралтейские верфи | 01617 | 01.11.2019 | 03.2021 | 25.11.2021 | ТОФ | Строится | Передача флоту запланирована на 2021 год |
Б-? «Можайск» | Адмиралтейские верфи | 01618 | 11.2020 | 12.2021 | 25.11.2022 | ТОФ | Готовится к закладке | Подписан контракт |
Б-? «Ижевск» | Адмиралтейские верфи | 01619 | 11.2020 | 03.2022 | 25.11.2022 | ТОФ | Готовится к закладке | Подписан контракт |
Цвета таблицы:
Зелёный —действующая в составе ВМФ России Белый —не достроена Жёлтый —действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Ссылки
Какое понижение температуры выдерживают розы. Что происходит с розами, когда наступают холода
Для получения декоративного эффекта, который ожидают от роз, их необходимо в холодное время года тщательно укрывать. Без этого розы могут погибнуть.Селекционные розы не имеют способности, как другие многолетние кустарники, вступать зимой в период покоя. Они встречают холода с новыми молодыми побегами и цветочными бутонами. Морозы заставляют растение входить в период покоя вынужденно. Но это состояние ничем не напоминает зимнюю спячку других кустарников. Чуть температура поднимается выше ноля, роза немедленно возобновляет сокодвижение и продолжает вегетацию. Эта особенность является главной причиной гибели роз зимой.Розы, в принципе, могут выдерживать морозы до -6оС и даже кратковременное понижение температуры до -12оС. Но соки в растении замерзают при температуре -3оС. Они превращаются в лед, который разрывает ткани побегов, образуя в них микротрещины. Старые побеги, в отличие от молодых невызревших, этих трещин (морозобоин) не боятся (вот почему перед зимовкой молодые побеги этого годанеобходимо обрезать). Но эти трещинки являются весьма уязвимым местом для проникновения внутрь побега болезнетворных бактерий. Стоит температуре достичь ноля, сокодвижение начинается, бактерии активизируются, проникают в растение и заражают его.Не произойдет заражения только в том случае, если розы будут укрыты, укрытие будет сухим и перепадов температуры не будет до весны, до той поры, когда укрытие с роз необходимо снимать.
Конструктивные необычности
Генеральный конструктор КБ «Рубин» Юрий Кормилицин придал форме корабля очертания, характерные для атомного ракетоносца. В поперечном сечении она практически круглая, в отличие от других дизельных собратьев, приплюснутых по бортам. Шпангоуты, которые, согласно классической схеме, располагались внутри прочного корпуса, вынесены в межкорпусное пространство, за счет этого оригинального решения высвободилось много места, что позволило значительно улучшить бытовые условия для экипажа и поместить оборудование самым рациональным образом. Подводная лодка проекта «Варшавянка» стала самым современным кораблем ВМФ СССР в аспекте автоматизации, механизации и кибернетики, что снизило нагрузку на экипаж — при его меньшей численности — и нивелировало во многих ситуациях пресловутый человеческий фактор.
Новое поколение
Большое внимание командование ВМФ уделяет строительству неатомных подлодок четвёртого поколения. Речь идёт о проекте 677 «Лада»
На текущий момент в опытной эксплуатации находится подлодка «Санкт-Петербург». До 2021 года ВМФ должен получить «Кронштадт» и «Великие Луки». Причём субмарина «Кронштадт» уже была спущена на воду в сентябре 2018 года и в течение 2019-го должна выйти на испытания.
В ближайшее время Минобороны планирует подписать контракт на строительство ещё двух субмарин. Предполагается, что в будущем подлодки проекта 677 должны составить основу неатомного подводного флота России. Также РФ готова поставлять «Ладу» зарубежным партнёрам в модификации «Амур-1650».
Также по теме
«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России
В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…
Длина «Лады» — 67 м, ширина — 7 м, скорость — 21 узел (39 км/ч), водоизмещение — 1,7 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, экипаж — 35 человек. Подлодка способна выполнять задачи как в прибрежной зоне, так и на просторах Мирового океана.
Как и «Варшавянка», субмарина проекта 677 вооружена ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» и оснащена шестью торпедными аппаратами. Однако «Лада» превосходит предшественницу по показателям малошумности и автоматизации. Подлодка оснащена уникальной системой боевого управления «Литий».
«Отличительными особенностями подводных лодок проекта 677 по сравнению с подводными лодками предыдущего поколения являются возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям и улучшенные характеристики радиоэлектронного вооружения», — говорится в материалах Минобороны РФ.
Субмарины проекта 677 будут совершенствоваться в процессе производства.
Данный агрегат разрабатывают три предприятия: ЦКБ МТ «Рубин», МКБ «Малахит» и Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). По информации Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), ВНЭУ будут оснащены и «Лада», и субмарины пятого поколения, получившие шифр «Калина».
Как заявил ранее глава ОСК Алексей Рахманов, перспективная подлодка получит ряд преимуществ, которыми сейчас обладают ракетные крейсера стратегического назначения. Предполагается, что субмарина будет вооружена гиперзвуковым ракетным комплексом «Циркон».
- Спуск на воду подлодки «Кронштадт»
По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» (разработчика «Калины») Игоря Вильнита, все ведущие мировые державы стремятся уменьшить габариты подлодок, увеличить их скорость, автоматизировать управление и минимизировать расходы на эксплуатацию.
В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков сообщил, что с большой вероятностью «Калина» будет широко использовать разнообразные робототехнические средства для проведения разведки, нанесения ударов и преодоления минных заграждений. Также эксперт полагает, что отечественную подлодку пятого поколения оснастят комплексом «Циркон» или усовершенствованным вариантом «Калибра».
Михаил Тимошенко придерживается несколько иной точки зрения. По его словам, применение подводных беспилотных аппаратов будет носить более ограниченный характер из-за отсутствия соответствующих систем управления, особенно на дальних расстояниях. С большой вероятностью отечественные инженеры сосредоточатся на том, чтобы избавить подлодки от необходимости подниматься на поверхность, считает эксперт.
«На мой взгляд, неатомная подлодка пятого поколения должна быть оснащена литиево-ионными батареями. Они относительно компактные, в отличие от ВНЭУ. Их использование должно сделать подлодку полностью электрической, так как дизель всё равно создаёт шум. Однозначно увеличится дальность и автономность. Прогресс в развитии неатомного флота усилит боевые возможности ВМФ и позволит ему эффективно взаимодействовать с крейсерами стратегического назначения», — подытожил Тимошенко.
* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Представители серии
Схема проекта 877
Схема проекта 636
Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ – неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.
Название | Верфь | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Проект 636 | ||||||||
366 Yuan Zhend 66 Hao | Адмиралтейские верфи | 01616 | 16.07.1996 | 26.04.1997 | 26.08.1997 | ВМС Китая | В строю | |
367 Yuan Zhend 67 Hao | Адмиралтейские верфи | 01327 | 28.08.1997 | 18.06.1998 | 25.10.1998 | ВМС Китая | В строю | |
Проект 636М | ||||||||
368 Yuan Zhend 68 Hao | Адмиралтейские верфи | 01329 | 18.10.2002 | 27.05.2004 | 20.10.2004 | ВМС Китая | В строю | |
369 Yuan Zhend 69 Hao | Адмиралтейские верфи | 01330 | 18.10.2002 | 19.08.2004 | 05.2005 | ВМС Китая | В строю | |
370 Yuan Zhend 70 Hao | Адмиралтейские верфи | 01331 | 2004 | 04-05.2005 | 05.2005 | ВМС Китая | В строю | |
371 Yuan Zhend 71 Hao | Адмиралтейские верфи | 01332 | 2004 | 26.05.2005 | 2005 | ВМС Китая | В строю | |
372 Yuan Zhend 72 Hao | Адмиралтейские верфи | 01333 | 2004 | 26.08.2005 | 30.05.2006 | ВМС Китая | В строю | |
373 Yuan Zhend 73 Hao | Красное Сормово | 01611 | 07.1992 | 08.05.2004 | 05.08.2005 | ВМС Китая | В строю | |
374 Yuan Zhend 74 Hao | Севмаш | 01701 | 29.05.2003 | 21.05.2005 (04.06.2005) | 17.11.2005 (30.12.2005) | ВМС Китая | В строю | |
375 Yuan Zhend 75 Hao | Севмаш | 01702 | 29.05.2003 | 14.07.2005 (17.07.2005) | 24.11.2005 (30.12.2005) | ВМС Китая | В строю | |
021 Messali el Hadj | Адмиралтейские верфи | 01336 | 2006 | 20.11.2008 | 28.08.2009 | ВМС Алжира | В строю | |
022 Akram Pacha | Адмиралтейские верфи | 01337 | 2007 | 09.04.2009 | 29.10.2010 | ВМС Алжира | В строю | |
Проект 636.1 | ||||||||
HQ-182 Hà Nội («Ханой») | Адмиралтейские верфи | 01339 | 24.08.2010 | 28.08.2012 | 07.11.201303.04.2014 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») | Адмиралтейские верфи | 01340 | 28.09.2011 | 28.12.2012 | 16.01.201403.04.2014 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») | Адмиралтейские верфи | 01341 | 23.10.2012 | 28.08.2013 | 04.12.201401.08.2015 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») | Адмиралтейские верфи | 01342 | 23.10.2012 | 28.03.2014 | 13.05.201501.08.2015 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») | Адмиралтейские верфи | 01343 | 01.07.2013 | 28.12.2014 | 02.02.201628.02.2017 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау») | Адмиралтейские верфи | 01344 | 28.05.2014 | 28.09.2015 | 20.01.201728.02.2017 | ВМС Вьетнама | В строю | |
031 Ouarsenis («Уарсени») | Адмиралтейские верфи | 01346 | 2015 | 14.03.2017 | 02.10.201809.01.2019 | ВМС Алжира | В строю | |
032 Hoggar («Хоггар») | Адмиралтейские верфи | 01347 | 2016 | 29.06.2017 | 26.11.201809.01.2019 | ВМС Алжира | В строю | |
н/д | Адмиралтейские верфи | 01348 | 2020 | ВМС Индии | Рассматривается возможность строительства | |||
н/д | Адмиралтейские верфи | 01349 | 2020 | ВМС Индии | Рассматривается возможность строительства | |||
Проект 636.3 | ||||||||
Б-261 «Новороссийск» | Адмиралтейские верфи | 01670 | 20.08.2010 | 28.11.2013 | 22.08.2014 | ЧФ | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-237 «Ростов-на-Дону» | Адмиралтейские верфи | 01671 | 21.11.2011 | 26.06.2014 | 30.12.2014 | ЧФ | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-262 «Старый Оскол» | Адмиралтейские верфи | 01672 | 17.08.2012 | 28.08.2014 | 03.07.2015 | ЧФ | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-265 «Краснодар» | Адмиралтейские верфи | 01673 | 20.02.2014 | 25.04.2015 | 05.11.2015 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-268 «Великий Новгород» | Адмиралтейские верфи | 01674 | 30.10.2014 | 18.03.2016 | 26.10.2016 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-271 «Колпино» | Адмиралтейские верфи | 01675 | 30.10.2014 | 31.05.2016 | 24.11.2016 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» | Адмиралтейские верфи | 01614 | 28.07.2017 | 28.03.2019 | 25.11.2019 | ТОФ | В строю | В составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ |
Б-603 «Волхов» | Адмиралтейские верфи | 01615 | 28.07.2017 | 26.12.2019 | 25.11.2020 | ТОФ | Швартовные испытания | Передача флоту запланирована на 2020 год |
Б-602 «Магадан» | Адмиралтейские верфи | 01616 | 01.11.2019 | 12.2020 | 25.11.2021 | ТОФ | Строится | Передача флоту запланирована на 2021 год |
Б-588 «Уфа» | Адмиралтейские верфи | 01617 | 01.11.2019 | 03.2021 | 25.11.2021 | ТОФ | Строится | Передача флоту запланирована на 2021 год |
Б-? «Можайск» | Адмиралтейские верфи | 01618 | 11.2020 | 12.2021 | 25.11.2022 | ТОФ | Готовится к закладке | Подписан контракт |
Б-? «Ижевск» | Адмиралтейские верфи | 01619 | 11.2020 | 03.2022 | 25.11.2022 | ТОФ | Готовится к закладке | Подписан контракт |
Цвета таблицы: Зелёный — действующая в составе ВМФ России Белый — не достроена Жёлтый — действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Описание конструкции
Проект 636 это океанская одновальная двухкорпусная лодка с дизель-электрической главной энергетической установкой, работающей по схеме с полным электродвижением.
Корпус
Для подводной лодки был разработан лёгкий корпус особой обтекаемой формы, которая была получена по результатам теоретических расчётов и модельных испытаний на стендах и в опытовых бассейнах.
Центральный пост управления подводной лодки 636.3
Отсек подводной лодки 636.3
Прочный корпус подводной лодки разделён поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает лодке высокую живучесть. При запасе плавучести около 30% в крейсерском положении, лодка проекта 636 даже при заполнении одного отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.
Носовой отсек имеет три палубы: верхняя — торпедная, средняя — жилая, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Второй отсек командный: верхняя палуба — центральный пост, средняя — рубка радиста, нижняя — рубка штурмана. Третий отсек жилой: верхняя и средняя палубы — помещения для экипажа, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Четвертый отсек: дизель-генераторы. Пятый отсек: электромоторный, плюс также он служит для выпуска аварийного буя. Шестой кормовой отсек: механико-технический, в нём располагаются электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.
В связи с тем, что новая энергетическая установка и обслуживающие её насосы и системы потребовали больших внутренних объёмов, длина лодки была увеличена на 1,2 метра по сравнению с проектом 877. Одновременно с этим удалось увеличить объём топливно-балластных цистерн, что позволило на 1500 миль увеличить дальность плавания (7500 миль у проекта 636 вместо 6000 миль у проекта 877; 7500 миль это дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов). Дальность подводного плавания экономической скоростью достигла 400 км.
Энергетическая установка и ходовые качества
Гребной винт пр. 636.3
Дизель-электрическая энергетическая установка лодки состоит из двух дизель-генераторов 4-2ДЛ42М мощностью по 1000 кВт, и расположенных на линии вала главного гребного электродвигателя ПГ165 мощностью 5500 л.с. и электродвигателя экономического хода ПГ166 мощностью 190 л.с.
В дополнение к ним, лодка оборудована двумя побортно установленными резервными двигателями малой мощности ПГ168 по 102 л.с., предназначенными для обеспечения движения в узкостях, при швартовке и в аварийном режиме.
А благодаря установке двух групп аккумуляторов (по 120 элементов в каждой) новейшей конструкции, расположенных в первом и третьем отсеках лодки, была достигнута дальность плавания в подводном положении более 400 миль и максимальная скорость до 20 узлов.
Вал главного гребного электродвигателя вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет.
Гребной винт семилопастной, с саблевидными лопастями. В кормовой части установлены подруливающие водометы.
Вспомогательное оборудование
Главная особенность проекта 636 — уникально низкое акустическое поле. Чтобы достичь столь низкого уровня шумности, конструкторы разработали для лодки 36 единиц нового малошумного оборудования (заменившего старое, установленное на проекте 877), покрыли корпус специальным покрытием и применили ещё некоторые конструктивные меры. Благодаря всем этим инновационным решениям, ПЛ проекта 636 обнаруживает ПЛ проекта 877 на дистанции в два раза большей, чем будет обнаружена сама. По уровню скрытности, подводная лодка финальной модификации проекта 636.3, принятая на вооружение в России, не имеет себе равных в мире.
Экипаж и обитаемость
Экипаж из 52 человек размещён в удобных каютах. Подводная лодка имеет камбуз для приготовления пищи, душевую, амбулаторию и кают-компанию для офицерского состава.
Интегрированный пульт управления АИУС «Лама-ЭКМ»
История самолёта
Разработан в 1933 году. Дальнейшее развитие И-5 и И-6 в сторону улучшения аэродинамики. На первых серийных самолётах ставили Wright Cyclone SGR-1820 F-3] номинальной мощностью 630 л. с. у земли. В 1934 ещё не было серийного М-25 поэтому пришлось ставить менее мощный М-22 (лицензионный вариант Bristol Jupiter) — их было выпущено за 1934—1936 годах несколько сотен экземпляров. В 1935 году самолёт был принят на вооружение ВВС РККА. В 1936 году выпустили всего 12 боевых машин. С 1937 года в большую серию пошёл И-15 с М-25. В 30-х годах самолёт не имел равных по манёвренности на горизонтали (8-8,5 с. время выполнения виража), был устойчив на всех режимах полёта, прост в пилотировании и обладал хорошими взлётно-посадочными качествами. Как говорил полковник Е. Н. Степанов, воевавший на этом самолёте в Испании и совершивший на И-15 первый в мире ночной таран, на нём можно при известной сноровке догнать на вираже свой хвост. Имел хорошие ремонтные свойства и живучесть.
Дальнейшим развитием И-15 стали И-15 бис и И-153 «Чайка»
Хорошая скороподъёмность И-15 позволяла использовать его в качестве высотного истребителя. На первом опытном экземпляре И-15 после специальной подготовки (максимального облегчения конструкции и установки высотного двигателя Wright Cyclone F-54) лётчик В. К. Коккинаки 21 ноября 1935 года превысил абсолютный мировой рекорд высоты полёта набрав 14 575 метров, однако до 1936 года советские рекорды в FAI не фиксировались. С 1937 года начались работы по оснащению И-15 гермокабиной, позволявшей полнее использовать высотные характеристики. Испытывались И-15ГК и И-153ГК с кабиной Щербакова и несколько поликарповских, менее удачных, вариантов И-15В. Все варианты с гермокабиной остались только в опытных экземплярах.
Навигация
Конструкция ДЭПЛ 636 и технические характеристики
Двойной корпус идеально обтекаемой китообразной формы, которая уменьшает гидросопротивление, снижает шумность и позволяет плыть быстрее. Прочный корпус изготовлен из специальной ненамагничиваемой стали и разделен поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает высокую живучесть лодки. Легкий корпус — особое покрытие, состав которого держится в секрете и постоянно совершенствуется, минимально отражает эхолокационные сигналы.
С помощью бортовой аппаратуры «Варшавянка» находит подводный звуковой канал, обнаруживает цель на дистанции в 3 раза больше той, на которой может быть обнаружена сама, и атакует.
Гибридный мотор из двух дизель-генераторов мощностью по 1500 киловатт и электромотора мощностью 5500 л.с. обеспечивает хорошую маневренность.
Габариты лодки позволяют скрываться на мелководье:
- Длина — 73,8 метра;
- ширина — 9.9 метра;
- осадка — 6.2 метра;
- водоизмещение надводное — 2350 тонн, подводное — 3100 тонн;
- максимальная глубина погружения — до 350 метров;
- надводная скорость — 17 узлов, подводная — до 20 узлов;
- радиус дежурства — 2000 тысячи миль;
- автономность плавания — 45 суток;
- экипаж — 52 человека.
Все механизмы смонтированы на амортизаторах и звукоизолирующих фундаментах. Система РДП на лодке позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа, не поднимаясь на поверхность. Выхлопные газы от дизель-генераторов из моторного отсека выводятся по выдвижным трубам.
На лодке шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата, боекомплект — 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ», выдвижной ПЗРК «Стрела-3».
НАПЛ не ДЭПЛ
Во-первых, после появления нового класса подводных лодок – неатомных – российские ДЭПЛ в публикациях также относят к НАПЛ. Это неправильно, поскольку истинные неатомные субмарины имеют отличный от ДЭПЛ тип движителя и могут находиться в подводном состоянии до 14 дней, а не один – три. Классические «дизелюхи» перешли в разряд морально устаревших.
Во-вторых, только человек с чувством черного юмора может назвать подводной лодку, вынужденную раз в один – три дня либо всплывать полностью, либо подвсплывать под устройство РДП (работа дизелей под водой) и несколько часов стучать двигателями, заряжая аккумуляторные батареи.
Чтобы было ясно, чем это грозит, скажу, что РДП, которое выступает над водой на 1–1,5 метра, обнаруживается РЛС за 15–20 километров, а грохот дизелей можно «услышать» на расстоянии свыше ста. Угадайте с первого раза, сколько времени останется жить экипажу этой «черной дыры».
Мне могут возразить: недавно наши «Варшавянки» в Средиземное море ходили, «Калибрами» обстреливали объекты исламистов, и все нормально.
Для антитеррористической операции в ограниченном районе, когда кругом мир, а война ведется только в сухопутном регионе да еще и с противником, не располагающим средствами ПЛО, это нормально. Но при полномасштабных БД наши «дизелюхи», отошедшие от родных берегов более чем на 200 миль, назад не вернутся.
Вспомним Карибский кризис, операцию «Кама», для выполнения которой к берегам Кубы отправились четыре дизельные подводные лодки проекта 641. Приведу воспоминания командира Б-36 Алексея Федосеевича Дубивко: «…американцы уже искали нас интенсивно. Даже ночью заряжаться под РДП давали не более 30–45 минут. Появлялся самолет, и лодке приходилось погружаться, чтобы не выдать себя».
В итоге линию американской блокады («Грецкого ореха») удалось пройти только ДЭПЛ «Челябинский комсомолец», но и ее периодически отслеживали американцы. Делаем вывод: в случае войны все четыре ПЛ были бы гарантированно уничтожены.
Если этого примера недостаточно, вспомним Вторую мировую, когда англичане, создав миниатюрные по тем временам РЛС, стали их размещать на патрульных самолетах, благодаря чему немецкие «волчьи стаи» подводных лодок, собранных в группы в определенных районах океана для нападения на конвои, понеся большие потери, были фактически вытеснены из Атлантики.
Технические характеристики «Варшавянки»
Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.
Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.
Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.
Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.
Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.
Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.
РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.