Как работает стелс-режим на самолетах?
Содержание:
- Рекомендации
- «Стелс» всегда похож на шедевр кубизма
- Корабли с пониженной радиолокационной заметностью
- «Стелс» — это выдумка американцев
- «Стелс» — это невидимость
- Характеристики
- Метки
- См. также
- История создания истребителя Ф-117
- Российский ПЗРК «Верба»: история создания, описание и характеристики
- Описание невидимки B-2 Spirit
- Выжившие автомобили
- Основные занятия
- Литература
- Уязвимость для современных средств обнаружения
- Корабли с пониженной радиолокационной заметностью
- Незаметный разведчик
- F-35 Lightning II
- Уязвимость для современных средств обнаружения
- Корабли с пониженной радиолокационной заметностью
- США
- «Стелс» должен быть фанерным
- Технические характеристики Lockheed F-117
- Технология «Стелс»
- Самолет Boeing 707 — краткий обзор и технические характеристики
- Изображения
- Аварии и катастрофы
- Экспонаты музеев
- [править] Примечания
- Истребитель США в эстонском небе — перегрузки и час ”похмелья”
- Сколько служат в морфлоте по призыву и контракту?
- Stealth Fighter: F-Lockheed 117 Nighthawk
- операторы
- [править] В теории
- производство
- См. также
Рекомендации
Список используемой литературы
- Дональд, Дэвид (ред.). Черные Jets: Разработка и эксплуатация Америки самых секретных Warplanes . Norwalk, CT: Airtime Publishing Inc., 2003. ISBN 978-1-880588-67-3 .
- Идеи, Пол ( под ред.). Энциклопедия современных боевых самолетов . Лондон, Великобритания: Amber Books, 2004. ISBN 978-1-904687-84-9 .
- Гудолл, Джеймс С. (1992). “Локхид F-117A Stealth Fighter”. Америка Stealth Fighters и Бомбардировщики: B-2, F-117, YF-22 и YF-23 . Сент – Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1992. ISBN 978-0-87938-609-2 .
- Миллер, Джей (1990). Lockheed F-117 Stealth Fighter . Arlington, TX: Aerofax Extra, 1990. ISBN 978-0-942548-48-8 .
- Богатые, Бен. Skunk Works . Нью – Йорк, Нью – Йорк: Back Bay Books, 1994. ISBN 978-0-316-74330-3 .
- Ричардсон, Дуга (2001). Stealth Самолеты . Нью – Йорк, Нью – Йорк: Salamander Books Ltd, 2001. ISBN 978-0-7603-1051-9 .
дальнейшее чтение
- Aronstein, Дэвид С. и Альберт С. Piccirillo (1997). Голубые и F-117A . Рестон, Вирджиния: АИАА , 1997. ISBN 978-1-56347-245-9 .
- Crickmore, Пол Ф. и Alison J (2003). Nighthawk F-117 Stealth Fighter . Сент – Пол, Миннесота: Motorbooks, 2003. ISBN 978-0-7603-1512-5 .
- Крокер, HW III (2006). Не Протектор на меня . Нью – Йорк, Нью – Йорк: Crown Forum, 2006. ISBN 978-1-4000-5363-6 .
- Фиск, Роберт (2005). Великая война для Цивилизации: Завоевание Ближнего Востока . Нью – Йорк: Альфред Кнопф, 2006. ISBN 978-1-84115-007-9 .
- Грант, RG и Джон Р. Дэйли. Полет: 100 лет авиации . Harlow, Essex: DK взрослых, 2007. ISBN 978-0-7566-1902-2 .
- Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис (2008-04-30). Экспериментальные и прототип ВВС США реактивных истребителей . North Branch, штат Миннесота: Специализация Press, 2008. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Логан, Дон (2009-01-28). Lockheed F-117 Nighthawks: стелс истребитель Roll Call . Atglen, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2009. ISBN 978-0-7643-3242-5 .
- Вс, ANDT. F-117A Stealth Fighter . Гонконг: Concord Publications Co., 1990. ISBN 978-962-361-017-9 .
- Винчестер, Джим (ред.). “Lockheed F-117”. Современный военный самолет (Aviation о центре), Рочестер, графство Кент, Великобритания: Grange Books плс, 2004. ISBN 978-1-84013-640-1 .
- В мире Большой Stealth и разведывательный самолет . Нью – Йорк: Smithmark Publishing, 1991. 1991. ISBN 978-0-8317-9558-0 .
«Стелс» всегда похож на шедевр кубизма
Самые первые стелс-самолёты выглядели и правда крайне необычно. Ломаные формы, никаких гнутых линий и плавных переходов. По сей день, когда мы говорим о малозаметных самолётах, в голове рождается именно такая картинка.
Но в конце 80-х годов образ таких машин стал меняться. Уже В-2 выглядел почти как нормальное летающее крыло, F-22 и F-35 походили на вполне обычные самолёты. Многие решили, что произошёл частичный отказ от «стелса» в пользу нормальной аэродинамики, чтобы самолёты не летали, как кирпичи.
На деле, эти изменения стали результатом развития вычислительных мощностей. Рассчитать «стелс» без применения компьютеров просто невозможно. В 70-х годах развитие вычислительных мощностей позволяло считать только объекты, состоящие из плоскостей. Оттого и пошли такие необычные формы, которые через пень-колоду заставляли летать. Но компьютеры совершенствовались быстро, и скоро стало возможно рассчитать куда более сложные, но привычные для нашего глаза и для аэродинамики формы, сохранив высокий уровень незаметности. Правда, на объектах вроде кораблей пока альтернатив ломаным формам нет — слишком уж большие.
Одним из самых незаметных самолётов, когда-либо летавших, считается американский Bird of Prey. Говорят, его ЭПР даже чуть ниже, чем у F-117. А ломаных форм нет совсем
Корабли с пониженной радиолокационной заметностью
Государственнаяпринадлежность | Разработчик | Название | Статус | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|---|
США | Lockheed Martin | Си Шэдоу | Разработка прекращена | опытовое судно-невидимка | |
Франция | DCNS | Фрегаты типа «Лафайет» | эксплуатируется | малозаметный фрегат | |
Великобритания Италия | Horizon SAS | Фрегаты типа «Горизонт» | эксплуатируется | серия фрегатов | |
Норвегия | Umoe Mandal | Ракетные катера типа «Скьольд» | эксплуатируется | серия малозаметных высокоскоростных ракетных катеров | |
Швеция | Kockums | Корветы типа «Висбю» | эксплуатируется | серия многоцелевых корветов ВМС Швеции | |
Россия | Зеленодольское ПКБ | Сторожевые корабли проекта 11661 | эксплуатируется | серия российских малозаметных фрегатов | |
Россия | ЦМКБ «Алмаз» | Корветы проекта 20380 | эксплуатируется | корветы проекта 20380 отличаются многофункциональностью, компактностью, малозаметностью и высоким уровнем автоматизации корабельных систем | |
Сингапур | DCNSST Engineering | Фрегаты типа «Формидэбл» | эксплуатируется | серия из шести многоцелевых «стелс»-фрегатов ВМС Сингапура | |
Германия | Blohm + VossThyssenKrupp | Корветы типа «Брауншвейг» | эксплуатируется | серия малозаметных корветов Германии | |
Россия | Зеленодольское ПКБ | Малые артиллерийские корабли проекта 21630 | эксплуатируется | малозаметные артиллерийские корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии как в ближней морской зоне, так и в речных участках | |
Россия | Северное ПКБ | Фрегаты проекта 22350 | в постройке | малозаметные многоцелевые боевые корабли дальней морской зоны | |
Россия | Зеленодольское ПКБ | Малые ракетные корабли проекта 21631 | эксплуатируется | малозаметные ракетные корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии и Черноморского флота | |
США | Lockheed MartinGeneral Dynamics | Littoral combat ship | эксплуатируется | малозаметные боевые корабли прибрежной зоны | |
Индия | Mazagon Dock Shipbuilders Limited | Фрегаты типа «Шивалик» | эксплуатируется | многоцелевой фрегат ВМС Индии | |
США | Lockheed MartinGeneral Dynamics | Эскадренные миноносцы типа «Замволт» | эксплуатируется | тип многоцелевого корабля с упором на атаки береговых и наземных целей | |
Малайзия | Boustead Heavy IndustriesDCNS | Фрегаты типа «Махараджа Лела» | в производстве | Класс из шести фрегатов «стелс», строящихся для ВМС Малайзии | |
Индия | GRSE | Проект-17A | в производстве | малозаметный фрегат | |
Израиль | Northrop Grumman Ship Systemsпо израильскому проекту | Корветы типа «Саар-5» | эксплуатируется | малозаметный корвет | |
Россия | ЦМКБ «Алмаз» | неизвестно | в разработке | перспективный малозаметный эсминец | — |
Украина | Кузница на Рыбальском | Речные бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М» | эксплуатируется | малые бронированные артиллерийские катера с пониженной заметностью | |
Украина | Кузница на Рыбальском | Десантные катера типа «Кентавр» | в производстве | десантно-штурмовой катер с пониженной заметностью |
«Стелс» — это выдумка американцев
Самый патриотичный» миф из представленных. Якобыстелс» — это глобальный обман со стороны американцев с целью заставить СССР тратить деньги на гонку вооружений. Как утверждают адепты этого мифа, правда зашифрована в самом названии: stealth с английского можно перевести какхитрость».
Доказать, чтостелс» работоспособен, обычному обывателю почти невозможно. Для этого надо или знать физику минимум на университетском уровне, или иметь доступ к секретным данным испытаний. Экспериментально также не проверить — ни у кого из нас радара истелс»-самолёта в распоряжении нет.
Зато есть пара интересных моментов, которые рушат этот миф на корню.
Если стелс» — это обман, почему на него продолжили тратить деньги и после развала СССР? Почему технологии начали применять по всему миру, в том числе и у нас в стране? Из объяснений остаётся разве что мировой заговор. А с этим уже не к нам, а в специализированные учреждения.
Толькостелс»-истребителей, успешно летающих, уже пять. Свои проекты таких машин есть у Южной Кореи, Японии, Индии, Турции. А если мы начнём говорить о беспилотниках…
«Стелс» — это невидимость
Наверное, один из самых популярных мифов, который можно услышать даже от людей, вроде бы разбирающихся в военном деле, — «стелс» означает невидимость. Конечно, невидимость подразумевается не в видимом диапазоне, а для радаров. Якобы перед стелс-технологией стоит задача сделать объект (самолёт, вертолёт, танк и так далее) полностью незаметным для радиоволн.
Пожалуй, инженеры и правда хотели бы этого достичь, если бы это было возможным.
Но создать полную незаметность даже для радара нереально, и никто к этому не стремится.
Даже самые крутые стелс-самолёты всё равно могут быть обнаружены. В разных ракурсах ЭПР (эффективная площадь рассеяния — насколько большим выглядит объект для радара) может сильно отличаться. И, если не повезёт и самолёт попадёт под радар «слабой» стороной, — дальность его обнаружения сильно увеличится.
Что говорить о таких объектах, как вертолёты, у которых сложно скрыть винт, или корабли — слишком большие, чтобы даже на серьёзном расстоянии оставаться незамеченными.
Оттого задача технологии «стелс» вовсе не в том, чтобы сделать цель абсолютно невидимой. Уменьшить дальность, на которой произойдёт обнаружение, — да. Ввести противника в заблуждение меньшим размером цели — да. Затруднить наведение средств поражения — снова да. Но к сожалению, об этом часто забывают. В том числе виноваты в этом и СМИ, которым проще использовать красивое, но неверное слово «невидимка», чем термины вроде «малозаметный самолёт».
Характеристики
Метки
См. также
История создания истребителя Ф-117
История самолёта ВВС США Стелс F-117 — тяжёлая каждодневная работа инженеров, конструкторов, пилотов. И красивые легенды…
Поговаривают о том, что ведущий специалист отдела аэродинамики Lockheed Ричард Кэнтрел, увидев эскиз формы самолёта, который предстояло проектировать, потерял дар речи. Позже, успокоившись и поразмыслив над тем, как наилучшим образом представить весьма необычное задание своим подчинённым, он произнёс: «Прошу вас, сделайте так, чтобы этот „хромой гоблин“ хотя бы взлетел».
За членами содружества пилотов 117-х закрепилось прозвище Bandit. Каждый для идентификации «среди своих» прибавлял к нему личный порядковый номер. За годы эксплуатации самолёта получили лицензии на его управление 558 лётчиков.
558
за все время эксплуатации столько летчиков получили лицензию на управление F-117
16.11.1978 — между Пентагоном и корпорацией Lockheed подписан договор о начале проектирования и выпуска для ВВС США первого самолёта по технологии стелс. Секретному проекту присвоен шифр F-117А.
18.06.1981 — первый полёт опытного экземпляра.
1983 — самолёты F-117А начали поступать на вооружение ВВС США. Местом базирования авиакрыла выбрана 4450 тактическая группа, база Tonopah Test Range Airport (штат Невада).
10.11.1988 — пресс-релиз Пентагона официально гласит о том, что на вооружении ВВС находятся ударные самолёты, сконструированные с применением технологий Стелс.
1989 — парк машин зачислен в состав 37 тактического истребительного авиакрыла.
21.04.1990 — пара Ф117 впервые продемонстрирована широкой публике. Достоянием прессы стала всего лишь одна не очень качественная фотография.
1991 — Lockheed F-117 Nighthawk представлен на авиасалоне в Ле Бурже.
1992 — перебазирование парка «Ночных ястребов» в состав 49 истребительного авиакрыла (авиабаза Холломэн). В полном составе формирования было три эскадрильи:
- 8-я («Чёрная овца») и 9-я («Летающие рыцари») — боевые.
- 7-я («Кричащие демоны») — учебная.
2006 — объявлено о снятии с вооружения ВВС США тактических ударных самолётов F-117A и закрытии школы пилотов.
22.04.2008 — сняты с вооружения последние четыре самолёта. Все машины направлены в специальное хранилище «1000».
2016 — Конгресс США принял решение о перебазировании «Ночных ястребов» из спецхранилища Тонопа на открытую площадку авиабазы Дэвис-Монтен, штат Аризона.
Дэвис-Монтен — «кладбище» ВВС США под открытым небом, рядом с базой «Ночных ястребов»
Российский ПЗРК «Верба»: история создания, описание и характеристики
Описание невидимки B-2 Spirit
Этот стелс-самолет был разработан американской . На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.
Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга – 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км. В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.
Выжившие автомобили
Основные занятия
Литература
Уязвимость для современных средств обнаружения
По большинству боевых и специальных вспомогательных машин, созданных с применением стелс-технологий, отсутствуют независимые данные по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) в различных диапазонах, так как экспертная оценка этой информации может повысить их уязвимость. Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, также существуют случаи намеренной дезинформации, завышающие либо, наоборот, занижающие реальное значение ЭПР
Поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных военных машин следует относиться с высокой степенью осторожности.
По мнению начальника противовоздушной обороны ВКС России генерал-майора В. Гумённого, в настоящее время «самолеты-невидимки», созданные по технологии Стелс, не невидимы для отечественных средств ПВО, — такие цели благополучно берутся на сопровождение и своевременно уничтожаются. Однако не упоминается ни расстояние, на котором возможно осуществлять подобные операции, ни количество целей, которое средство обнаружения способно сопровождать..
Корабли с пониженной радиолокационной заметностью
Государственнаяпринадлежность | Разработчик | Название | Статус | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|---|
США | Lockheed Martin | Си Шэдоу | Разработка прекращена | опытовое судно-невидимка | |
Франция | DCNS | Фрегаты типа «Лафайет» | эксплуатируется | малозаметный фрегат | |
Великобритания Италия | Horizon SAS | Фрегаты типа «Горизонт» | эксплуатируется | серия фрегатов | |
Норвегия | Umoe Mandal | Ракетные катера типа «Скьольд» | эксплуатируется | серия малозаметных высокоскоростных ракетных катеров | |
Швеция | Kockums | Корветы типа «Висбю» | эксплуатируется | серия многоцелевых корветов ВМС Швеции | |
Россия | Зеленодольское ПКБ | Сторожевые корабли проекта 11661 | эксплуатируется | серия российских малозаметных фрегатов | |
Россия | ЦМКБ «Алмаз» | Корветы проекта 20380 | эксплуатируется | корветы проекта 20380 отличаются многофункциональностью, компактностью, малозаметностью и высоким уровнем автоматизации корабельных систем | |
Сингапур | DCNSST Engineering | Фрегаты типа «Формидэбл» | эксплуатируется | серия из шести многоцелевых «стелс»-фрегатов ВМС Сингапура | |
Германия | Blohm + VossThyssenKrupp | Корветы типа «Брауншвейг» | эксплуатируется | серия малозаметных корветов Германии | |
Россия | Зеленодольское ПКБ | Малые артиллерийские корабли проекта 21630 | эксплуатируется | малозаметные артиллерийские корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии как в ближней морской зоне, так и в речных участках | |
Россия | Северное ПКБ | Фрегаты проекта 22350 | в постройке | малозаметные многоцелевые боевые корабли дальней морской зоны | |
Россия | Зеленодольское ПКБ | Малые ракетные корабли проекта 21631 | эксплуатируется | малозаметные ракетные корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии и Черноморского флота | |
США | Lockheed MartinGeneral Dynamics | Littoral combat ship | эксплуатируется | малозаметные боевые корабли прибрежной зоны | |
Индия | Mazagon Dock Shipbuilders Limited | Фрегаты типа «Шивалик» | эксплуатируется | многоцелевой фрегат ВМС Индии | |
США | Lockheed MartinGeneral Dynamics | Эскадренные миноносцы типа «Замволт» | эксплуатируется | тип многоцелевого корабля с упором на атаки береговых и наземных целей | |
Малайзия | Boustead Heavy IndustriesDCNS | Фрегаты типа «Махараджа Лела» | в производстве | Класс из шести фрегатов «стелс», строящихся для ВМС Малайзии | |
Индия | GRSE | Проект-17A | в производстве | малозаметный фрегат | |
Израиль | Northrop Grumman Ship Systemsпо израильскому проекту | Корветы типа «Саар-5» | эксплуатируется | малозаметный корвет | |
Россия | ЦМКБ «Алмаз» | неизвестно | в разработке | перспективный малозаметный эсминец | — |
Украина | Кузница на Рыбальском | Речные бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М» | эксплуатируется | малые бронированные артиллерийские катера с пониженной заметностью | |
Украина | Кузница на Рыбальском | Десантные катера типа «Кентавр» | в производстве | десантно-штурмовой катер с пониженной заметностью |
Незаметный разведчик
Тем не менее, если достичь ЭПР в 0,3 метра всё же можно, то где же подобные проекты? А они были.
Что интересно, их путь очень походил на тот, что прошли американцы за 20 лет до того. В начале 80-х годов на испытания вышел советский ответ U-2 и его потомку TR-1 — самолёт КБ Мясищева М-17. К сожалению, как часто бывает, к моменту появления ответ уже устарел. Время, когда можно было летать высоко и игнорировать ПВО, прошло ещё в 1960 году. В итоге М-17 записали в истребители аэростатов и начали готовить ему замену. Военные хотели разведывательный радар как на TR-1 вкупе с высоким уровнем незаметности.
М-17РП2
Американский проект 50-х годов — модернизация U-2 со снижением заметности — очень напоминает М-17РП(фото: Скотт Лоутер)
Разработчики из КБ Мясищева пошли по простому пути — попробовали переработать конструкцию М-17 под радионезаметные формы и воткнуть радар. Получившийся проект М-17РП очень напоминал американские попытки 1957 года сделатьстелс» U-2. Результат вышел похожий — достичь нужного уровня незаметности не вышло. Кроме того, большой обтекатель радара портил и эти небольшие достижения. В итоге решили отстелс» отказаться и делать просто высотного разведчика с радаром, получившего название М‑63.
Проекции М-17РП, хорошо виден обтекатель радара под фюзеляжем
Итоговый проект М-63 радионезаметности лишился полностью
Тем не менее, на этом история работы КБ Мясищева состелс» не заканчивается. В 1987 году стартовал проект самолёта-разведчика М-67 для обнаружения пуска американских МБР. В угрожаемый период такой самолёт должен был барражировать у границ США, дополняя своим оптическим комплексом спутниковую группировку.
Понятно, что американцы перед атакой попытались бы сбить такой самолёт, поэтому его главной защитой должна была стать именно незаметность. Исследуемые варианты М-67 напоминали американские стелс-бомбардировщики, в том числе и ещё секретный В-2. К сожалению, из-за развала СССР проект так и не зашёл дальше первичной проработки.
Один из вариантов самолётаМясищев» М-67
F-35 Lightning II
Высокая цена F-22 не позволила заменить парк американских истребителей четвертого поколения, большинство из которых было разработаны в семидесятые годы прошлого века. Поэтому в середине 1990-х фирма Lockheed Martin начала разрабатывать истребитель F-35 Lightning II, который с 2020 года стал поступать на вооружении Корпуса морской пехоты и ВВС США. При разработке этого самолета преследовались две основные задачи: создать не просто передовой стелс-истребитель, а целое семейство самолетов — с обычным взлетом и посадкой, с вертикальным взлетом и палубный истребитель. С одной стороны, это удешевило и ускорило разработку, позволив использовать множество унифицированных узлов, но с другой — попытка использовать одни и те же конструктивные решения для фактически трех самолетов привело к недопустимым компромиссам.
Оружие
Американская летающая тарелка 1959 года
F-35 начали критиковать ещё до того, как он был принят на вооружение. Его ругали за плохую маневренность — в учебном воздушном бою он проиграл ветерану F-16, за небольшую скорость, за плохую малозаметность, малую нагрузку, однодвигательную схему, что отрицательно сказывается на живучести и тесноте кабины, в которой летчики вынуждены биться головой о фонарь и сидеть в неудобной позе. Досталось F-35 и за высокую цену как самого самолета (программа F-35 обошлась в 1,6 триллиона долларов), так и за дорогую эксплуатацию. Некоторые эксперты и вовсе отказались признавать его самолетом пятого поколения.
Lockheed Martin считает критику необоснованной, по‑прежнему утверждая, что F-35 является прекрасной боевой машиной, способной решать все возложенные на неё задачи. За все время эксплуатации F-35 было только два случая боевого применения самолета, да и то в качестве бомбардировщика. В прошлом году ВВС Израиля бомбили объекты в Сирии, а ВВС США наносили удары по наземным целям в Афганистане. В обоих случаях противодействия истребительной авиации противника не было, поэтому сложно оценить истребительные качества F-35.
Уязвимость для современных средств обнаружения
По большинству боевых и специальных вспомогательных машин, созданных с применением стелс-технологий, отсутствуют независимые данные по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) в различных диапазонах, так как экспертная оценка этой информации может повысить их уязвимость. Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, также существуют случаи намеренной дезинформации, завышающие либо, наоборот, занижающие реальное значение ЭПР
Поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных военных машин следует относиться с высокой степенью осторожности.
По мнению начальника противовоздушной обороны ВКС России генерал-майора В. Гумённого, в настоящее время «самолеты-невидимки», созданные по технологии Стелс, не невидимы для отечественных средств ПВО, — такие цели благополучно берутся на сопровождение и своевременно уничтожаются. Однако не упоминается ни расстояние, на котором возможно осуществлять подобные операции, ни количество целей, которое средство обнаружения способно сопровождать..
Корабли с пониженной радиолокационной заметностью
Государственнаяпринадлежность | Разработчик | Название | Статус | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|---|
Франция Франция | DCNS | Фрегаты типа «Лафайет» | эксплуатируется | малозаметный фрегат | |
Норвегия Норвегия | Umoe Mandal | Ракетные катера типа «Скьольд» | эксплуатируется | серия малозаметных высокоскоростных ракетных катеров | |
Швеция Швеция | Kockums | Корветы типа «Висбю» | эксплуатируется | серия многоцелевых корветов ВМС Швеции | |
Россия Россия | Зеленодольское ПКБ | Сторожевые корабли проекта 11661 | эксплуатируется | серия российских малозаметных фрегатов | |
Россия Россия | ЦМКБ «Алмаз» | Корветы проекта 20380 | эксплуатируется | корветы проекта 20380 отличаются многофункциональностью, компактностью, малозаметностью и высоким уровнем автоматизации корабельных систем | |
Россия Россия | Зеленодольское ПКБ | Малые артиллерийские корабли проекта 21630 | эксплуатируется | малозаметные артиллерийские корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии как в ближней морской зоне, так и в речных участках | |
Россия Россия | Северное ПКБ | Фрегаты проекта 22350 | в постройке | малозаметные многоцелевые боевые корабли дальней морской зоны | |
Россия Россия | Зеленодольское ПКБ | Малые ракетные корабли проекта 21631 | эксплуатируется | малозаметные ракетные корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии и Черноморского флота | |
США США | Lockheed MartinGeneral Dynamics | Littoral combat ship | эксплуатируется | малозаметные боевые корабли прибрежной зоны | |
США США | Lockheed MartinGeneral Dynamics | Эскадренные миноносцы типа «Замволт» | эксплуатируется | тип многоцелевого корабля с упором на атаки береговых и наземных целей | |
Индия Индия | GRSE | Проект-17A | в производстве | малозаметный фрегат | — |
Израиль Израиль | Northrop Grumman Ship Systemsпо израильскому проекту | Корветы типа «Саар-5» | эксплуатируется | малозаметный корвет | |
Россия Россия | ЦМКБ «Алмаз» | неизвестно | в разработке | перспективный малозаметный эсминец | — |
Украина Украина | Кузница на Рыбальском | Малый бронированный артиллерийский катер проекта 58155 («Гюрза-М») | эксплуатируется | малые бронированные артиллерийские катера с пониженной заметностью | |
Украина Украина | Кузница на Рыбальском | Десантно-штурмовой катер проекта 58181 (Кентавр) | в производстве | десантно-штурмовой катер с пониженной заметностью |
США
Умелая реклама привела к тому, что американский танк «Абрамс М1» целым рядом специалистов был поставлен на первое-второе места многих танковых рейтингов. Он является несомненным успехом американских разработчиков, имеет мощную, очевидно, одну из лучших систем бронезащиты среди серийных танков мира. Мощный газотурбинный двигатель позволяет получить высокую удельную мощность. И всё же, у этого танка тоже немало минусов, часть из них обусловлена именно наличием газовой турбины. Повышенный расход топлива и воздуха для двигателя приводят к уменьшению запаса хода и необходимости очень часто менять фильтры воздуховодов, особенно, в запылённой атмосфере. Неожиданно выяснилась высокая уязвимость «Абрамсов» против российских и бывших советских противотанковых средств в Афганистане и Ираке. Даже старичок РПГ-7, отметивший своё шестидесятилетие, с новыми боеприпасами стал грозой «Абрамсов». Да и незначительный объём экспорта, несмотря на усиленную рекламу, говорит сам за себя. Кроме того, американцам, несмотря на усилия, не удаётся создать приемлемые образцы танковых управляемых снарядов и комплексов активной защиты (КАЗ). Нет, М1А2 один из сильнейших бойцов, но не самый мощный танк в мире.
На фото — танк M1A2 «Абрамс»:
«Стелс» должен быть фанерным
Самолёты с тряпичным и фанерным покрытием невидимы для радаров — радиоволны через них просто проходят, говорят сторонники этого заблуждения. И для уничтожения современного ПВО достаточно снова начать строить По-2 или британский «Москито» — их никто не заметит.
В чём-то это даже так, вот только есть одно «но»: чтобы такой самолёт был по-настоящему незаметным для радаров, он должен быть весь из фанеры.
Не только обшивка — но и внутренние конструкции, в том числе и несущие, двигатель, баки, вооружение.
По-2 — наверное, самый знаменитый представитель «фанерно-полотняного» подвида малозаметных самолётов
Если же металл в конструкции есть — а его обычно много, — такой самолёт будет обнаружен так же просто, как и любой другой без применения технологий «стелс».
Да, для ранних и самых плохеньких радаров это могло сыграть некоторую роль, но даже чуть более совершенные английские радары времён Второй мировой вполне видели свои же «Москито». Да и По-2, в котором было не так много метала, радарами уже 50-х годов прекрасно обнаруживался на максимальной дистанции — двигатель всё равно металлический.
Интересно, что в тех же 50-х, в ходе работ над будущим А-12, американцы думали о создании пластикового самолёта — ведь этот материал тоже «прозрачен» для радаров. Но первые же испытания показали: никакой выгоды это не даёт. Толстые слои пластика вполне заметны для радара.
Технические характеристики Lockheed F-117
Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса. В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме – 905 км/ч.
Технология «Стелс»
Значительного прогресса в разработках инженеры американской добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход. «Стелс» — самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта. Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель – до 12, а американский самолет «Стелс» – 0,3 кв.м.
Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета. Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.
Самолет Boeing 707 — краткий обзор и технические характеристики
Изображения
Аварии и катастрофы
Экспонаты музеев
[править] Примечания
- Босния и Герцеговина
F-117 Nighthawk — залог победы! |
||||||||||||||||||||||
|
F-117 — гордость авиастроения. |
||||||||||||
|
Истребитель США в эстонском небе — перегрузки и час ”похмелья”
Опубликовано: луарвик 16|06|2014 || Просмотров: 3212
Фоторепортер Delfi совершил полет в кабине американского истребителя F-16, испытав на собственной шкуре все то, что чувствуют пилоты: перегрузки, не позволяющее сделать и вздоха сильное давление на грудную клетку.
Фото: Andres Putting
Ниже много фото с места событий и видео подобного полета на F-16
Рекомендуется к просмотру:
Что может отрабатывать стратегический бомбардировщик в небе над Раквере? Жители недовольны: британские вертолеты упражняются в небе Эстонии и по ночам В Эстонию прибыли британские боевые вертолеты Apache
Сколько служат в морфлоте по призыву и контракту?
Согласно российскому законодательству, а именно ст. 38 №53-ФЗ срок службы в морском флоте строго регламентирован:
- для призывников срочной службы – 12 месяцев;
- для младшего командного состава и новобранцев – 2 или 3 года в зависимости от условий, указанных в контракте;
- для иностранных граждан младшего состава – 5 лет;
- для старшего командного состава в офицерском звании – 5 лет.
После истечения указанного срока повторный контракт будет заключаться, начиная от 1 года до максимально возможного, в зависимости от того, как проявил себя конкретный человек. После наступления пенсионного возраста повторный контракт может быть оформлен на срок от 1 года до 10 лет.
Stealth Fighter: F-Lockheed 117 Nighthawk
операторы
22 F-117A самолет с 37 – го тактического истребительного крыла в Лэнгли AFB , штат Вирджиния, до развертывается в Саудовскую Аравию для операции Щит пустыни
Соединенные Штаты
- Air Command Tactical
- 4450th тактической группы – Tonopah Test Range , Невада
- 4450th Тактический Эскадрон (1981-1989)
- 4451st Tactical Squadron (1981-1989)
- Тест 4453rd и оценка Squadron (1985-1989)
- Тридцать седьмого Tactical Fighter Wing / Fighter Wing – Tonopah Range Test
- Tactical четыреста пятнадцатый истребительная эскадрилья (1989-1992)
- Tactical четыреста шестнадцатого истребительная эскадрилья (1989-1992)
- Тактический истребитель четыреста семнадцатом Training Squadron (1989-1992)
- 4450th тактической группы – Tonopah Test Range , Невада
- Air Combat Command
- Сорок девятый истребительный авиаполк – Holloman AFB , Нью – Мексико
- 7 – я истребительная эскадрилья (1992-2006)
- Восьмая истребительная эскадрилья (1992-2008)
- Девятая истребительная эскадрилья (1993-2008)
- Сорок девятый истребительный авиаполк – Holloman AFB , Нью – Мексико
- ВВС Центр летных испытаний
[править] В теории
«Бандит» на Хромом гоблине Аппарат предназначен для точечных ударов днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, действуя без прикрытия. Самолёт использует болванки с лазерным (точность — ±0,1 м), пассивным радиолокационным наведением, пассивным тепловым и радиокомандным наведением (точность — дрожание руки оператора). Предусмотрена возможность подвески атомных бомб. Таким образом, цель поражается в любых метеоусловиях с вероятностью 0,8…0,9. При правильном выборе боеприпаса погодные условия не оказывают влияния на точность и эффективность работы по наземным целям.
Радиолокационная малозаметность самолета (и F-117 в частности) подразумевает, что при его облучении радиолокационной станцией противовоздушной обороны бо́льшая часть излучения рассеивается и отражается куда угодно, только не обратно в антенну-приемник, часть излучения поглощается специальным покрытием и/или материалом планера самолета и только малая часть возвращается назад. То есть засветка на экране оператора локатора-то будет, но гораздо слабее и ближе к РЛС, чем, например, от Су-25. И пока вражеские ПВО соображают кто такой (свой-чужой / НЛО / кукурузник/Ту-154), передают данные зениткам / наводят ракеты / заряжают рогатку, F-117 подлетает на расстояние тактического удара, скидывает подарки и валит в ебеня.
Дело в том, что снижение заметности самолета было достигнуто за счет использования фасеточных форм и наклонных плоскостей, соответственно планер стал похож на фигуру из музея кубизма. Если нормальные самолеты сначала учат летать, а потом подмазывают / подгибают, чтоб ещё и на радаре не сильно заметный был, то этот сначала сделали «невидимым», а потом хоть как-то учили летать.